Пояснительная записка
Программа «Баскетбол» разработана в соответствии с документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года №273-ФЗ, Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р), Приказом Министерства образования и науки
РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 года «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
Направленность программы - физкультурно- спортивная
Актуальность программы определяется запросом со стороны родителей и детей на
программы физического развития школьников, формирования здорового образа жизни.
У обучающихся формируется интерес к данной деятельности, расширяются и
углубляются знания по физической культуре
Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления
заключается в том, чтобы создать условия, при которых подростки проявляют такие
качества, как ответственность, самостоятельность.
Педагогическая целесообразность программы.
Развитие физических качеств – многогранный образовательный процесс,
включающий в себя развитие качеств личности ребёнка, умения выполнять различные
социальные роли в группе и коллективе.
Адресат программы: Программа рассчитана для учащихся 13-17 лет.
Для обучения принимаются все желающие.
Язык преподавания: русский
Объем и срок освоения программы: Продолжительность обучения по
программе - 1 год, 6 часов в неделю, 36 учебных недель, 216 часов в год.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей.
Уровневость программы: базовая
Форма обучения: очная. Формы организации деятельности учащихся на занятии:
индивидуальная, групповая.
Формы работы:
знакомство с игрой в баскетбол:
изучение правил игры;
обучение технике элементов баскетбола;
обучение тактическим действиям;
экскурсии и посещение соревнований;
участие в соревнованиях по баскетболу,
техника нападения
техника защиты
тактика нападения
тактика защиты
контрольные игры
контрольные испытания.
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как
обязательный вид спорта в федеральном компоненте
государственного
образовательного стандарта. Он является одним из ведущих видов спорта в организации
секционной работы в лицее № 159. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол,
являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития
физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и
эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на
рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует
созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению
наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется
игровая ситуация. Действовать приходится в зависимости от ситуации, а не по
определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях
является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная
оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном
этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые
упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных
способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение
двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание
пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию
движений в целостные комбинации.
Цель и задачи программы
Цели:
1. Обеспечить учащихся знаниями о специальных приемах и действиях
баскетболистов.
2. Содействовать укреплению здоровья обучающихся
3. Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся.
Задачи:
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из
раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья
и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
совершенствование функциональных возможностей организма;
формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
обучить основным элементам игры в баскетбол.
1. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые приобретаются в процессе освоения программы ОДО «Баскетбол».
Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении
учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении
необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для
удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно
значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и
физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения
средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической
культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению
содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными
особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и
соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и
спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных
занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на
основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и
отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и
благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную
одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных
формах движения и передвижений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и
представлений посредством занятий физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития
современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески
применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи
совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и
игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба,
бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся
внешних условиях; владение навыками выполнения разнообразных физических
упражнений различной функциональной направленности, технических действий
базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной
деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении
тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном
применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
Приобретенные на базе освоения содержания ОДО «Баскетбол», в единстве с освоением
программного материала других образовательных дисциплин, универсальные
способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так
и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию
целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и
нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации
человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и
обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни,
профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим
ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной
деятельности;
ответственное отношение к порученному делу. проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать
за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению
новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения
заданий:
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места
занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование занятий физической культурой для
профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с
культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической
красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных
двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической
привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного
мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических
способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой
форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий
физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений
из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их
использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
физического развития и физической подготовленности, использование этих
показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий
физической культурой.
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения ОДО
«Баскетбол». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач,
связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической
культурой.
Предметные результаты так же, как и метапредметные, проявляются в разных
областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном
их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развитая физической культуры в обществе, их целей,
задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой
вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового
образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий
физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к
занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической
подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных
действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к
сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила
игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и
физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной
направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и
оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в
зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную
деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по
формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических
упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры
движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической
направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и
осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и
представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно
пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями,
аргументированно вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований, владеть информационными
жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной
направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной
гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной
педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в
зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных
действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать
эффективность этих занятий.
2. Календарный учебный график
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Даты начала и окончания учебных периодов
36
6
216
1.09.2021-31.05.2022
Содержание курса
темы
Количест
во часов
Теоретическая
15
ОФП
43
содержание
Теоретические занятия
Физическая культура и спорт в России. Задачи физического
воспитания: укрепление здоровья, всестороннее физическое
развитие
Сведения о строении и функциях организма человека.
Краткие сведения о строении организма. Костная система и
ее развитие. Связочный аппарат и его функции.
Влияние физических упражнений на организм
занимающихся. Влияние физических упражнений на
работоспособность.
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Общий
режим дня. Гигиена сна, питания. Гигиена одежды и обуви.
Гигиенические требования к инвентарю и спортивной
одежде. Предупреждение травм при занятиях баскетболом.
Правила игры в баскетбол.
(15 часов)
Практические занятия
Общая и специальная физическая подготовка. Значение
общей физической подготовки для развития спортсмена.
СФП
33
Техническая
50
Тактическая
25
Бег. Бег с ускорениями . Прыжки. Прыжки с места в длину,
вверх. Прыжки с разбега в длину, в высоту. Прыжки вперед
и назад «лягушкой».
Практические занятия
Стойка баскетболиста и перемещение в стойке. Ловля и
передача мяча на месте. Повороты. Ведение мяча на месте и
в движении. Ведение мяча змейкой. Броски с места двумя
руками от груди и одной от плеча. Броски в движении
после ведения и после ловли. Остановка в два шага после
ведения и после ловли. Передачи мяча в движении.
Финты - ложные замахи на передачу, на бросок, на ведение.
Перехваты мяча при передаче.
Выбивание мяча во время ведения. Вырывание мяча.
Передал мяч, выйди на свободное место» 2х1 и 2х2. Выход
на свободное место. Быстрый прорыв 2 нападающих против
1 защитника.
Практические занятия
Основы техники и тактики игры. Техника - основа
спортивного мастерства. Классификация техники и
тактики игры. Целесообразность применения отдельных
технических приемов в конкретной игровой обстановке.
Выбор свободного места для получения мяча. Перемещение
защитника, его расположение по отношению к щиту и
противнику.
Техника нападения. Техника передвижения. Стойка
баскетболиста (ноги параллельно на одной линии).
Ходьба, бег. Передвижения приставными шагами (лицом
вперед, вправо, влево). Остановки (прыжком). Повороты на
месте (вперед, назад).
Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками на уровне
груди, двумя руками высокого мяча, двумя руками низкого
мяча.
Передачи мяча двумя руками от груди, двумя руками сверху,
одной рукой от плеча.
Броски мяча с места двумя руками от груди, двумя руками
сверху.
Ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком.
Техника защиты. Техника передвижений. Стойка
защитника с выставленной вперед ногой. Стойка со
ступнями на одной линии.
Практические занятия
Тактика нападения. Индивидуальные действия: выход на
свободное место с целью атаки противника и получения
мяча.
Групповые действия: взаимодействия двух игроков —
«передай мяч — выходи».
Командные действия: организация командных действий по
принципу выхода на свободное место.
Тактика защиты. Индивидуальные действия: выбор места по
отношению к нападающему с мячом.
Групповые действия: взаимодействия двух игроков —
Игровая
30
Контрольные и
календарные
игры
12
Контрольные
испытания
8
Всего часов
подстраховка.
Командные действия: переключения от действий в
нападении к действиям в защите.
Практические занятия
Контрольные игры и соревнования. Организация и
проведение соревнований. Разбор проведенных игр.
Устранение ошибок в игре.
Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с
элементами техники баскетбола. Соревнования по минибаскетболу.
Практические занятия
Контрольные испытания. Контрольные и календарные игры.
Посещение спортивных соревнований по баскетболу и
другим видам спорта.
Практические занятия
Контрольные испытания. Контрольные испытания по общей
и специальной физической и технической подготовке.
216
4. Учебный план
Темы. Виды подготовки
Количество часов
Теоретические
Практические
занятия
занятия
Всего
Теоретическая
15
ОФП
43
43
СФП
33
33
Техническая
50
50
Тактическая
25
25
Игровая
30
30
Контрольные и календарные
игры
Контрольные испытания
12
12
8
8
Всего часов
216
15
15
201
Календарно-тематическое планирование.
№
1-2
3-4
Название раздела, темы
всего
теория
практика
Техника безопасности на занятиях
баскетболом ОФП. Техника
передвижения. Ловля передача при
встречном движении.
Физическая культура и спорт в
России. ОФП. Передача одной рукой.
Форма
занятия
2
1
1
беседа
2
1
1
Лекция,
презента
Форма
контроля
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
Броски двумя руками снизу в
движении и одной в прыжке.
ОФП. Ведение мяча. Выбивание мяча
при ведении. Броски с места. Игра
2х2.
Сведения о строении и функциях
организма человека. Ведение мяча
змейкой. Выбивание мяча.
ОФП. Ведение мяча змейкой. Игра
1х1.
Выбивание мяча. Игра 2х2.
Основы техники и тактики игры.
Техника - основа спортивного
мастерства. Классификация техники
и тактики игры. Сдача тестов. Бег 20
м. Прыжок в длину с места. Высота
подскока. Броски с места.
Ведение мяча на скорость. Броски в
движении
после ловли. Броски с точек. Игра
3х3 без ведения.
СФП. Штрафные броски.
Броски в движении после ловли.
Игра 2х1.
СФП. Броски с точек. Передачи и
броски в движении. Игра 2х1
(Быстрый прорыв).
ОФП. Взаимодействие двух игроков
– переключение.
Броски с точек. Игра 2х2.
СФП. Штрафные броски. Быстрый
прорыв.
Командные действия против
быстрого прорыва.
ОФП. Сдача технических тестов:
Ведение мяча 20 м. Штрафной
бросок. Броски в движении после
ведения. Броски с точек.
СФП. Броски мяча снизу двумя
руками и одной в прыжке.
Вышагивания. Игра 3х3 без ведения.
Влияние физических упражнений на
организм занимающихся. Обманные
действия. Финты. Игра 2х2.
СФП. Ведение мяча. Обводка
соперника без зрительного контроля.
Броски с точек. Игра 3х2.
ОФП. Передачи и броски в
движении. Игра 2х1. Штрафные
броски. Игра 5х5.
СФП. Броски с точек.
Ловля мяча при встречном
ция
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
лекция
тестиров
ание
тест
тестиров
ание
тест
игра
1
2
2
2
2
2
2
игра
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66
67-68
69-70
движении. Игра 2х2.
Броски в движении после ловли.
Командные действия против
быстрого прорыва.
ОФП. Броски в движении.
Контрольные игры
Броски в прыжке. Подбор и
добивание.
Контрольная игра.
СФП. Гигиена, врачебный контроль и
самоконтроль. Контрольные игры.
Передачи в движении. Перехват
мяча.
Игра 2х2 и 3х3 без ведения.
СФП. Основы методики обучения и
тренировки по баскетболу.
Обманные действия.
Финты: на рывок, на бросок, на
проход.
Передачи и броски в движении. Игра
2х1. Ведение. Выбивание при
ведении мяча. Игра 2х2.
Броски с точек. Игра 3х2. Передачи в
движении. Перехваты мяча.
ОФП. Броски в прыжке. Подбор
добивания. Контрольная игра.
СФП. Передачи в движении.
Перехваты при передаче.
Контрольная игра.
Передачи и броски в движении. Игра
2х1. Действия одного защитника
против 2-х нападающих.
Броски с точек. Игра 3х2.
Взаимодействие 2-х защитников –
переключение.
Правила организации и проведения
соревнований по баскетболу.
Контрольная игра.
Оборудование и инвентарь. Броски в
прыжке. Подбор. Добивание.
Контрольная игра.
Т.Б. на занятиях баскетболом ОФП.
Техника передвижения. Ловля
передача при встречном движении.
Физическая культура и спорт в
России ОФП. Передача одной рукой.
Броски двумя руками снизу в
движении и одной в прыжке.
ОФП. Ведение мяча. Выбивание мяча
при ведении. Броски с места. Игра
2х2.
Сведения о строении и функциях
2
2
2
2
игра
Контрол
ьная
игра.
2
1
2
2
1
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
игра
лекция
Контрол
ьная
игра.
2
2
1
1
беседа
2
1
1
Лекция
с
презента
цией
2
2
2
1
1
71-72
73-74
75-76
77-78
79-80
81-82
83-84
85-86
87-88
89-90
91-92
93-94
95-96
97-98
99-100
организма человека. Ведение мяча
змейкой. Выбивание мяча.
ОФП. Ведение мяча змейкой. Игра
1х1.
Выбивание мяча. Игра 2х2.
Сдача тестов. Бег 20 м. Прыжок в
длину с места. Высота подскока.
Броски с места.
Ведение мяча на скорость. Броски в
движении
после ловли. Броски с точек. Игра
3х3 без ведения.
СФП. Штрафные броски.
Броски в движении после ловли.
Игра 2х1.
СФП. Броски с точек. Передачи и
броски в движении. Игра 2х1
(Быстрый прорыв).
ОФП. Взаимодействие двух игроков
– переключение.
Броски с точек. Игра 2х2.
СФП. Штрафные броски. Быстрый
прорыв.
Командные действия против
быстрого прорыва.
ОФП. Сдача технических тестов:
Ведение мяча 20 м. Штрафной
бросок. Броски в движении после
ведения. Броски с точек.
СФП. Броски мяча снизу двумя
руками и одной в прыжке.
Вышагивания. Игра 3х3 без ведения.
Влияние физических упражнений на
организм занимающихся. Обманные
действия. Финты. Игра 2х2.
СФП. Ведение мяча. Обводка
соперника без зрительного контроля.
Броски с точек. Игра 3х2.
ТБ на занятиях баскетболом. ОФП.
Передачи и броски в движении. Игра
2х1. Штрафные броски. Игра 5х5.
Общая
и
специальная
физическая подготовка. Значение
общей физической подготовки для
развития спортсмена.
СФП. Броски с точек.
Ловля мяча при встречном
движении. Игра 2х2.
Броски в движении после ловли.
Командные действия против
быстрого прорыва.
ОФП. Броски в движении.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
тест
тест
беседа
2
2
1
1
беседа
2
1
1
беседа
2
2
2
2
игра
101102
103104
105106
107108
109110
111112
113114
115116
117118
119120
121122
123124
125126
127128
129130
131132
133134
135136
Контрольные игры
Броски в прыжке. Подбор и
добивание.
Контрольная игра.
СФП. Гигиена, врачебный контроль и
самоконтроль. Контрольные игры.
Передачи в движении. Перехват
мяча.
Игра 2х2 и 3х3 без ведения.
СФП. Обманные действия.
Финты: на рывок, на бросок, на
проход.
Передачи и броски в движении. Игра
2х1. Ведение. Выбивание при
ведении мяча. Игра 2х2.
Броски с точек. Игра 3х2. Передачи в
движении. Перехваты мяча.
ОФП. Броски в прыжке. Подбор
добивания. Контрольная игра.
СФП. Передачи в движении.
Перехваты при передаче.
Контрольная игра.
Передачи и броски в движении. Игра
2х1. Действия одного защитника
против 2-х нападающих.
Броски с точек. Игра 3х2.
Взаимодействие 2-х защитников –
переключение.
Правила организации и проведения
соревнований по баскетболу.
Контрольная игра.
Броски в прыжке. Подбор.
Добивание. Контрольная игра.
ОФП. Техника передвижения. Ловля
передача при встречном движении.
Основы техники и тактики игры.
Техника - основа спортивного
мастерства. Классификация техники
и тактики игры. Передача одной
рукой. Броски двумя руками снизу в
движении и одной в прыжке.
ОФП. Ведение мяча. Выбивание мяча
при ведении. Броски с места. Игра
2х2.
Ведение мяча змейкой. Выбивание
мяча.
ОФП. Ведение мяча змейкой. Игра
1х1.
Выбивание мяча. Игра 2х2.
Сдача тестов. Бег 20 м. Прыжок в
длину с места. Высота подскока.
Броски с места.
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
игра
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
беседа
игра
беседа
игра
беседа
тест
137138
139140
141142
143144
145146
147148
149150
151152
153154
155156
157158
159160
161162
163164
165166
167168
Ведение мяча на скорость. Броски в
движении
после ловли. Броски с точек. Игра
3х3 без ведения.
СФП. Штрафные броски.
Броски в движении после ловли.
Игра 2х1.
СФП. Броски с точек. Передачи и
броски в движении. Игра 2х1
(Быстрый прорыв).
ОФП. Взаимодействие двух игроков
– переключение.
Броски с точек. Игра 2х2.
СФП. Штрафные броски. Быстрый
прорыв.
Командные действия против
быстрого прорыва.
ОФП. Сдача технических тестов:
Ведение мяча 20 м. Штрафной
бросок. Броски в движении после
ведения. Броски с точек.
СФП. Броски мяча снизу двумя
руками и одной в прыжке.
Вышагивания. Игра 3х3 без ведения.
Влияние физических упражнений на
организм занимающихся. Обманные
действия. Финты. Игра 2х2.
СФП. Ведение мяча. Обводка
соперника без зрительного контроля.
Броски с точек. Игра 3х2.
ОФП. Передачи и броски в
движении. Игра 2х1. Штрафные
броски. Игра 5х5.
СФП. Броски с точек.
Ловля мяча при встречном
движении. Игра 2х2.
Целесообразность применения
отдельных технических приемов в
конкретной игровой обстановке.
Броски в движении после ловли.
Командные действия против
быстрого прорыва.
ОФП. Броски в движении.
Контрольные игры
Броски в прыжке. Подбор и
добивание.
Контрольная игра.
СФП. Контрольные игры.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
игра
2
2
игра
2
2
игра
Передачи в движении. Перехват
мяча.
Игра 2х2 и 3х3 без ведения.
2
2
тест
169170
171172
173174
175176
177178
179180
181182
183184
185186
187188
189190
191192
193194
195196
197198
199200
201202
203204
205206
СФП. Финты: на рывок, на бросок,
на проход.
Передачи и броски в движении. Игра
2х1. Ведение. Выбивание при
ведении мяча. Игра 2х2.
Броски с точек. Игра 3х2. Передачи в
движении. Перехваты мяча.
ОФП. Броски в прыжке. Подбор
добивания. Контрольная игра.
СФП. Передачи в движении.
Перехваты при передаче.
Контрольная игра.
Передачи и броски в движении. Игра
2х1. Действия одного защитника
против 2-х нападающих.
Броски с точек. Игра 3х2.
Взаимодействие 2-х защитников –
переключение.
Броски с точек. Контрольная игра.
ОФП. Броски в прыжке. Подбор.
Добивание. Контрольная игра.
ОФП. Техника передвижения. Ловля
передача при встречном движении.
ОФП. Передача одной рукой. Броски
двумя руками снизу в движении и
одной в прыжке.
ОФП. Ведение мяча. Выбивание мяча
при ведении. Броски с места. Игра
2х2.
Броски в движении. Ведение мяча
змейкой. Выбивание мяча.
ОФП. Ведение мяча змейкой. Игра
1х1.
Выбивание мяча. Игра 2х2.
Сдача тестов. Бег 20 м. Прыжок в
длину с места. Высота подскока.
Броски с места.
Ведение мяча на скорость. Броски в
движении
после ловли. Броски с точек. Игра
3х3 без ведения.
СФП. Штрафные броски.
Броски в движении после ловли.
Игра 2х1.
СФП. Броски с точек. Передачи и
броски в движении. Игра 2х1
(Быстрый прорыв).
ОФП. Взаимодействие двух игроков
– переключение.
Броски с точек. Игра 2х2.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
игра
2
2
игра
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
тест
2
2
игра
2
2
2
2
2
2
игра
207
208
209
210
211
212213
214215
216
СФП. Штрафные броски. Быстрый
прорыв.
Командные действия против
быстрого прорыва.
ОФП. Сдача технических тестов:
Ведение мяча 20 м. Штрафной
бросок. Броски в движении после
ведения. Броски с точек.
СФП. Броски мяча снизу двумя
руками и одной в прыжке.
Вышагивания. Игра 3х3 без ведения.
Обманные действия. Финты. Игра
2х2 и5x5.
СФП. Ведение мяча. Обводка
соперника без зрительного контроля.
Броски с точек. Игра 3х2.
СФП. Передачи в движении.
Перехваты при передаче.
Контрольная игра.
Передачи и броски в движении. Игра
2х1. Действия одного защитника
против 2-х нападающих.
Итоговое занятие
итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
216
15
тест
2
201
5.Организационно-педагогические условия
Формы аттестации, оценочные материалы
1.Контрольные игры, участие в соревнованиях
2. Общая и специальная физическая подготовка
3. Техническая подготовка
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год.
Формы промежуточной аттестации: открытые занятия для родителей, опросы, тесты,
результаты участия в физкультурно-массовых мероприятиях.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств
ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной
общеобразовательной программы. Для проведения итоговой аттестации формируется
аттестационная комиссия, в состав которой входят представители администрации
образовательной организации,
методисты, имеющие высшую квалификационную
категорию.
Результаты итоговой аттестации фиксируются в протоколе итоговой аттестации
обучающихся,
если
обучающийся
полностью освоил
дополнительную
общеобразовательную программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему
предлагается продолжить занятия по данному виду спорта.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения программы
служат:
- критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов
обучающихся (приложение 1);
- мониторинг ОФП (приложение 2);
- мониторинг СФП (приложение 3).
Приложение 1
№
1
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся
Критерии
Показатели
Проявляется/
не проявляется
Взаимодействие в команде.
Умение обучающегося
продуктивно общаться,
готовность помочь при
коллективном решении
задач
1. Вступает во взаимодействие с
детьми
2. Вступает во взаимодействие с
педагогом
3. Отстаивает свое мнение
аргументировано и
спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам
при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь
сверстников
Среднее значение
2
Познавательная
активность
Желание узнавать
новое
1.Интересуется темой занятия,
задает дополнительные вопросы
педагогу по теме
занятия/темы/программы
2. Воспроизводит информацию по
итогам занятия
3. Умеет вычленять главное из
полученной информации.
4. Охотно делится информацией по
итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи
взрослого) выполняет
дополнительные задания
Среднее значение
3
Ответственность
Проявляется при
выполнении
функциональных
заданий, известных,
повторяющихся
1. Выполняет задания педагога в
указанный срок и без напоминания
2. Своевременно приходит на
занятие, другие мероприятия
3. Доводит начатую работу до
конца
4. Адекватно реагирует на оценку
своего труда, полученного
результата.
5. Выполняет взятые на себя
обязательства
Среднее значение
4
Социальная
1. Принимает правила и традиции
идентичность
Индивидуальное
чувство принадлежности к
секции.
Убежденность в
собственной значимости
для развития среды, к
которой принадлежит
сам ребенок
группы
2. Охотно (без давления педагога)
принимает
участие в мероприятиях, важных
для группы
(соревнованиях, конкурсах,
фестивалях, социальных акциях)
3. Предлагает свою помощь при
проведении важных для группы
дел (мероприятий)
4. Положительно высказывается об
отношении
к группе, школе.
5. Положительно оценивает свою
роль и место в детском творческом
коллективе.
Среднее значение
В таблице обозначается проявление или не проявление показателей шести
критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие
которых направлена данная программа.
Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование,
беседа, соревнования. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала,
которые соответствуют:
высокому (продвинутому) уровню результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных
ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности (уровень
мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие продукты,
алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях.
средний (базовый) уровень от 60 до 79 баллов характеризуется
осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением
самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных
типовых ситуациях,
при этом действия обучающегося расценивается как
репродуктивные; осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы
группы, готовностью выполнять различную работу для пользы команды.
низкий (стартовый) уровень от 40 до 59 баллов характеризуется умением
обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия,
подсказку,
намек;
обучающийся
знает о ценности
коллектива,
дружбы,
взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям
деятельностью по программе.
недопустимый уровень от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием опыта
в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать значимость
умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими детьми, желанием
работать только индивидуально и обыгрывать всех.
Сводная таблица достижений каждого обучающегося заполняется в течение
учебного года в три периода: в сентябре или октябре заполняются начальные
данные, в конце декабря – промежуточные данные, в мае - итоговые. На основании
сводных данных о достижениях каждого обучающегося наблюдается динамика
освоения программы дополнительного образования и производится ее корректировка
на дальнейший период.
Мониторинг ОФП
№
ФИО
Быстрота
(бег на 30
м.)
Ловкость
(бег на 10 м.
между
предметами)
Гибкость
Скоростно-силовые качества
Прыжок Метание Метание
в длину мешочка мешочка
с места
вдаль
вдаль
правой
левой
рукой
рукой
Мониторинг ОФП
Уровень
Быстрота
Ловкость
Гибкость
(бег на
(бег на 10 м.
30 м.)
между
предметами)
Скоростно-силовые качества
Прыжок
Метание
Метание
в длину с мешочка
мешочка
места
вдаль
вдаль
правой
левой
рукой
рукой
Высокий
(количество/%)
Средний (
количество/%)
Низкий (
количество/%)
Приложение 3
Мониторинг СФП
№
ФИО
Координация Соблюдение
движений
темпа и
ритма при
выполнении
упражнений
Удар по
мячу
ногой
(сек.)
Ведение
мяча,
обводка
стоек
(сек.)
Передача
мяча
(количество
раз)
Кадровое обеспечение: занятие проводится педагогом дополнительного
образования высшей квалификационной категории.
Ежегодно составляются справки по кадровому обеспечению, обеспеченности
учебными изданиями и электронными ресурсами, материально-техническому
обеспечению, безопасным и специальным условиям реализации программ для основных
и дополнительных образовательных программ, которые являются неотъемлемой частью
образовательной программы. Информация по лицензионным условиям размещается в
специальном разделе «Сведения об образовательной организации».
Методические материалы:
1. Буйлин Ю. Р., Портных Ю. И. Мини-баскетбол в школе. М., 1996.
2. Быляева Л. В., Коротков И. М. Подвижные игры. М., 1992.
3. Зинин А. М. Детский баскетбол. М, 1989.
4. Зинин А. М. Первые шаги в баскетболе. М., 1992.
5. Нортон Б. И. Упражнения в баскетболе. Методическое пособие, М., 1992.
6. Нитхолстер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений. М, 1973.
7. Яхонтов Е. Р., Генхин 3. А. Баскетбол. М, 1998.
8. В.И. Лях, А.А. Зданевич Комплексная программа по физической культуре для 1 1 1 классов. Издательство Просвещение 2010 год.
9. Программа по баскетболу для детско-юношеских спортивных школ.-Федеральное
агентство по физической культуре и спорту, М., 2017
Интернет-ресурсы:
1. http://www.slamdunk.ru/
2. http://obasketbole.ru/igroku
3. http://russiabasket.ru/
4. http://allbasketball.org/
Оборудование и инвентарь:
1. Щиты с кольцами
2. Щиты тренировочные с кольцами
3. Часы шахматные
4. Стойки для обводки
5. Гимнастическая стенка
6. Скамейки гимнастические
7. Мостик гимнастический
8. Маты гимнастические
9. Скакалки
10. Мячи набивные
11. Мячи баскетбольные
12. Насос ручной
13. Рулетка
14. Макет площадки с фишками