Вокальная группа КАПЕЛЬ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Вокальная группа» в рамках эстетического направления
внеурочной деятельности разработана в соответствии с документами: Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, Концепцией развития
дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р),
Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам», Постановлением Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014
года «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
Направленность программы - художественная
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественноэстетическом развитии обучающихся, приобщении их к музыкальной культуре, раскрытии в детях
разносторонних способностей. Данная программа особенно актуальна на сегодняшний день, т.к.
базируется на анализе педагогического опыта и на анализе детского и родительского спроса на
дополнительные образовательные услуги в школе. Актуальность данной программы обусловлена
также её практической значимостью: занимаясь в вокальной группе, дети приобретают опыт
совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях
(школа, районные конкурсы, фестивали).
Данная рабочая программа и является адаптированным вариантом к условиям реализации на
базе общеобразовательной школы. Она органически включает в себя отдельные
элементы творческого опыта педагогов, работающих в сфере детского ансамблевохорового исполнительства – Г.А.Струве, В.В.Емельянова, В.С.Попова.
Педагогическая целесообразность программы. Развитие творческих способностей –
многогранный образовательный процесс, включающий в себя развитие креативных качеств
личности ребёнка, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействия с
другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, выполнять
различные социальные роли в группе и коллективе. Важнейшей частью музыкально-эстетического
воспитания является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства,
постижение языка музыки. В своей концепции музыкального воспитания, хоровое пение
рассматривается, как самый доступный и активный вид творческой деятельности: в школе, наряду с
уроками музыки, создана система музыкально-эстетического воспитания детей на основе собственно
хорового пения, в процессе которого освещаются вопросы истории и теории музыки, эстетики и
культуры. Программа направлена на формирование у обучающихся умения петь в хоре; петь в
ансамбле, сольно, понимать дирижёрские жесты и следовать указаниям руководителя хора.
Адресат программы: Программа рассчитана на учащихся 7-11 лет.
Для обучения принимаются все желающие.
Язык преподавания: русский.
Объем и срок освоения программы: Продолжительность обучения по программе - 2 года.
На каждый учебный год - 3 часа в неделю, по 36 учебных недель, 108 часов в год.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей.
Уровневость программы: базовая.
Форма обучения: очная. Формы организации деятельности учащихся на занятии:
индивидуальная, групповая. Формы и методы используются различные: пение по ручным знакам, на
первом году обучения – относительная сольмизация, артикуляционные, дыхательные, ритмические
упражнения, использование метода пластического интонирования.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальном ансамбле,
развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения
средствами вокального искусства.
Задачи:
Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-хоровых навыков, освоение вокальнохорового репертуара;

Воспитательные: формирование вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой
манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного
исполнительства, навыков сценического поведения, заложить первоначальную основу творчески, с
воображением и фантазией, относиться к любой работе;
Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности, обучающихся в хоровом и
сольном пении, развитие навыков эмоционального, выразительного пения.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В процессе занятий обучающиеся должны научиться правильно и красиво петь ученическим
коллективом, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру
вокальные произведения. Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться
в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и
корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного
материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например –
выступление вокального коллектива с концертами.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у
обучающихся универсальных учебных действий.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор
наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки, хорового пения (познавательной, коммуникативной,
эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей
жизни;
- осознание, через освоение хорового репертуара, особенностей музыкальной культуры России;
- осмысление взаимодействия хорового искусства как средства расширения представлений о
содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной песни,
выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино,
театром в процессе освоения музыкальной культуры;
- участие в концертной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационнообразный и жанрово-стилевой анализ хоровых сочинений) в процессе восприятия и исполнения
произведений различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, участия в концертной,
репетиционной деятельности;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и
групповой вокально-хоровой работе;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над
исполнением вокальных сочинений во внеурочных и внешкольных формах музыкальноэстетической деятельности;
- развитие анализа собственной исполнительской деятельности;
Познавательные:
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми
вокально-хоровыми произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной
музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
- формирование интереса к хоровому пению;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе
исполнительской деятельности;
- усвоение терминов и понятий вокально-хоровой работы;
- применение полученных знаний о музыке в практике бытового музицирования.
Коммуникативные:

- решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе репетиционной,
концертной деятельности;
- формирование сценическое самочувствие в процессе концертной деятельности;
- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия,
исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов вокально-хорового
репертуара.
Информационные:
-владение навыками работы с различными источниками информации: сборниками песен, CD-ROM,
Интернетом.
Предметные результаты
Учащиеся первого и второго года обучения научатся понимать:
 дирижёрский жест;
 некоторые формы музыкальных произведений;
 простейшие жанры музыки;
 размеры 2/4,3/4,4/4;
 лады музыки – мажор и минор;
 устойчивые и неустойчивые ступени;
 основные гармонические функции;
 средства музыкальной выразительности: легато, стаккато, акценты,
кульминация, форте, пиано;
 пофразное дыхание;
 ансамблевость;
 пение в унисон, двухголосие, пение без сопровождения;
 особенности народной и духовной музыки;
 основные тембры голоса;
 музыкальные инструменты;
 хоры по составу.
Получат возможность приобрести навыки:
1. Певческая установка при пении сидя и стоя: сидеть или стоять при пении прямо, не
напряжённо, слегка отведя плечи назад.
2. Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и
окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка
дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.
3. Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и
округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от до¹ (ре¹) - до²
октавы.
4. Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные
упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце
слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех
согласных, выделение логических ударений, скороговорки.
Вокальные упражнения:
- смена гласных на повторяющемся звуке,
- мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.
- трезвучия вниз и вверх,
- небольшие мелодические обороты,
- простые поступенные секвенции.
Выразительностью исполнения:
- выражение глаз, лица, мимика.
- многообразие тембровых красок голоса,
- точная и выразительная фразировка,
- соблюдение темпа, пауз, цезур.
Навыки строя и ансамбля:
1. Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться из
общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка.

2. Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, интервалов,
трезвучий, гамм, звукорядов.
Работа над исполнением хорового произведения:
1. Показ - исполнение песни педагогом, общая характеристика содержания, разбор текста
и музыки: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строения,
показ движения мелодии рукой; средства выразительности: темп, размер, ритм,
динамические оттенки;
2. Исполнение - передача художественного образа, фразировка, нюансы, мягкие
окончания, кульминации.
Работа над исполнением художественного произведения.
1. Разбор художественного содержания произведения.
2. Музыкально-теоретический разбор в пределах знаний учащихся (строение мелодии, ритмические
особенности, интервальное соотношение голосов, лад, тональность, форма и т. д.)
3.Связь музыки и текста, театра. Репетиция урока-концерта. Открытый урок-концерт.
2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Дата начала и окончания учебного периода

1 год обучения
36
3
108
01.09.2021 – 31.05.2022

2 год обучения
36
3
108

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п Раздел
1
Вводные занятия. Охрана голоса. Техника безопасности
2
Певческая установка.
3
Пение учебно-тренировочного материала.
4
Работа над репертуаром.
5
Слушание музыки.
6
Хоровое сольфеджио.
7
Сценическое движение.
Итого

Количество часов
5
9
20
51
8
6
9
108

2 год обучения
№ п/п Раздел
1
Вводные занятия. Охрана голоса. Техника безопасности
2
Певческая установка.
3
Пение учебно-тренировочного материала.
4
Работа над репертуаром.
5
Слушание музыки.
6
Хоровое сольфеджио.
7
Сценическое движение.
Итого

Количество часов
3
5
21
55
6
11
7
108

№
1

Тема
Вводные занятия.
Охрана голоса.
ТБ.

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 год обучения
Содержание
Теория
Беседа об охране голоса
умение следить за
дирижерским показом
одновременного
вступления и окончания
пения. Пение без

2 час Презентация об
охране голоса и технике
безопасности.

Практика
2 часа
Индивидуальные
прослушивания.

2

Певческая
установка.

3

Пение учебнотренировочного
материала.

4

Работа над
репертуаром.

5

Хоровое
сольфеджио.

6

Слушание
музыки.

напряжения, крика,
«мягким» звуком,
правильное
формирование и
округление гласных.
Правила пения.
Певческая установка и
дыхание. Посадка
хорового певца,
положение корпуса,
головы, артикуляция
при пении. Навыки
пения сидя и стоя.

4,5 часа
Беседа, показ правильного
положения корпуса. Навыки
пения сидя и стоя.

Артикуляция, дикция.
Артикуляционный
аппарат (рот, губы,
язык, мягкое и твердое
нёбо). Четкое, легкое
произношение, чистое
звучание каждой
гласной и согласной в
отдельности, слов и
фраз. Активное
дыхание, формирование
звука в «высокой
позиции».
Работа над
художественным
произведением в целом:
ясное представление о
характере и стиле
исполнения; работа над
всеми элементами
хоровой звучности;
общий характер
звучания; обсуждение
характера исполнения.

8 часов
Презентация об
артикуляционном аппарате,
о формировании звука в «
высокой позиции».
Слушание и анализ
музыкальных произведений.
Песни в исполнении
детских музыкальных
коллективов.

Нотная азбука. Ключи.
Партия, партитура,
дирижер. Изучение нот
скрипичного ключа
первой октавы.
Знакомство с
творчеством детских
музыкальных
коллективов.
Музыкальный разбор.
Анализ.

5 часов
Презентация «Нотная
азбука», изучение нот
первой октавы, скрипичный
ключ, длительности.
7 часов
Знакомство с творчеством
детских музыкальных
коллективов.

10 час
Показ репертуара.

5,5 часов
Отработка
правильной
певческой
установки,
навыков пения
сидя и стоя,
работа над
дыханием.
12 часов
Работа над
четким, легким
произношением,
чистым
звучанием
каждой гласной и
согласной в
отдельности, слов
и фраз. Работа
над фонетикоинтонационными
упражнениями.
41 час
Работа над
художественным
произведением в
целом: ясное
представление о
характере и стиле
исполнения;
работа над всеми
элементами
хоровой
звучности; общий
характер
звучания;
обсуждение
характера
исполнения.
1 час
Работа над
нотной записью.
1 час
Музыкальный
разбор. Анализ.

7

№
1

2

Сценическое
движение.

Тема
Вводные занятия.
Охрана голоса. ТБ.

Эстетика поведения на
сцене. Психологическая
адаптация. Жесты,
осанка, мимика лица в
сочетании с пением.
Песенный образ:
своеобразие и
неповторимость, манера
движения, костюм
исполнителя. Роль.

3 часа
Беседа об эстетике
поведения на сцене, о
песенном образе:
своеобразии и
неповторимости, о манере
движения, костюме
исполнителя.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2 год обучения
Содержание
Теория

Беседа об охране голоса
умение следить за
дирижерским показом
одновременного вступления и
окончания пения. Пение без
напряжения, крика, «мягким»
звуком, правильное
формирование и округление
гласных.
Певческая установка. Правила пения. Певческая
установка и дыхание. Посадка
хорового певца, положение
корпуса, головы, артикуляция
при пении. Навыки пения сидя
и стоя.

3

Пение учебнотренировочного
материала.

Артикуляция, дикция.
Артикуляционный аппарат
(рот, губы, язык, мягкое и
твердое нёбо). Четкое, легкое
произношение, чистое
звучание каждой гласной и
согласной в отдельности, слов
и фраз. Активное дыхание,
формирование звука в
«высокой позиции»,
двухголосие.

4

Работа над
репертуаром.

Работа над художественным
произведением в целом: ясное
представление о характере и
стиле исполнения; работа над
всеми элементами хоровой
звучности; общий характер
звучания; обсуждение

6 часов
Работа над
жестами,
осанкой,
мимикой лица в
сочетании с
пением, ролью.
Выступление на
отчетном
концерте.
Практика

2 час
Презентация об
охране голоса и
технике
безопасности.

1 час
Индивидуальные
прослушивания.

2 часа
Беседа, показ
правильного
положения
корпуса. Навыки
пения сидя и стоя.

3 часа
Отработка
правильной
певческой
установки,
навыков пения
сидя и стоя,
работа над
дыханием.
13 часов
Работа над
четким, легким
произношением,
чистым звучанием
каждой гласной и
согласной в
отдельности, слов
и фраз. Работа над
фонетикоинтонационными
упражнениями.

8 часов
Презентация об
артикуляционном
аппарате, о
формировании
звука в « высокой
позиции».
Слушание и
анализ
музыкальных
произведений.
Песни в
исполнении
детских
музыкальных
коллективов.
10 час
Показ репертуара.

45 часов
Работа над
художественным
произведением в
целом: ясное
представление о
характере и стиле

характера исполнения.

5

Хоровое
сольфеджио.

Нотная азбука. Ключи.
Партия, партитура, дирижер.
Изучение нот скрипичного
ключа первой октавы.

6

Слушание музыки.

Знакомство с творчеством
детских музыкальных
коллективов. Музыкальный
разбор. Анализ.

7

Сценическое
движение.

Эстетика поведения на сцене.
Психологическая адаптация.
Жесты, осанка, мимика лица в
сочетании с пением.
Песенный образ: своеобразие
и неповторимость, манера
движения, костюм
исполнителя. Роль.

7 часов
Презентация
«Нотная азбука»,
изучение нот
первой - второй
октавы,
скрипичный
ключ,
длительности.
5 часов
Знакомство с
творчеством
детских
музыкальных
коллективов.
2 часа
Беседа об
эстетике
поведения на
сцене, о песенном
образе:
своеобразии и
неповторимости,
о манере
движения,
костюме
исполнителя.

исполнения;
работа над всеми
элементами
хоровой
звучности; общий
характер
звучания;
обсуждение
характера
исполнения.
4 часа
Работа над
нотной записью.

1 час
Музыкальный
разбор. Анализ.

5 часов
Работа над
жестами, осанкой,
мимикой лица в
сочетании с
пением, ролью.
Выступление на
отчетном
концерте.

1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
№

Название раздела, темы

1-3

4

5
6

Индивидуальное прослушивание
обучающихся. Знакомство с
правилами поведения. Техника
безопасности
Беседа об охране голоса.
Знакомство с правилами пения,
поведения в хоре.
Беседа об охране голоса. Гигиена
певческого голоса.
Певческая установка.

всего

теория

3

1

практ
ика
2

Форма
занятия
беседа

1

0,5

0,5

презентаци
я

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

презентаци
я
лекция

Форма
контроля
прослушив
ание

наблюдени
е
наблюдени
е

7
8-9
10-15
16-19
20
21-22
23

24-25
26-33
34-36

37-39

40

41-42
43-45
46-51

52-54
55-57
58-60
61
62
63
64
65-66
67

Правильное положение корпуса.

1

1

беседа

Навыки пения сидя и стоя.

2

1

1

беседа

Мы учимся петь. Развивающие
игры с голосом.
Фонетико-интонационные
упражнения.
Дикция. Скороговорки.

6

2

4

игра

4

1

3

мастеркласс
мастеркласс
лекция

Ансамблевое пение.

2

1

Ансамбль. Разновидности
ансамблей.

1

1

Ритмические упражнения для
ансамбля (хора) Н.А.Морозовой.
Разучивание песен.

2

1

1

8

3

5

Слушание и анализ музыкальных
произведений. Песни в
исполнении детских
музыкальных коллективов.
Выход на сцену.
Психологическая адаптация к
ситуации публичного
выступления.
Комплекс упражнений на
ровность звучания гласных на
всем участке диапазона.
Дыхание. Дыхательная
гимнастика.
Опора при исполнении
различных произведений.
Эмоционально-образное
исполнение. Вокально-хоровая
работа.
Мажорный звукоряд. Главные
ступени лада.
Дыхание. Расширение объема
легких
Культура исполнения
произведений.
Кульминация в вокальных
произведениях.
Динамика. Слушание
классических произведений.
Динамика. Исполнение песен.

3

1

3

1

Темп. Слушание классических
произведений.
Сценические жесты.

1

1

2

1

Выход на сцену.

1

1

1

1

1

беседа

2

играконцерт
практическ
ое занятие
беседа

наблюдени
е
готовый
результат
наблюдени
е

2

концерт

концерт

1

практическ
ое занятие

готовый
результат

мастеркласс
мастеркласс
практическ
ое занятие

наблюдени
е
наблюдени
е
готовый
результат
обсуждени
е
наблюдени
е
обсуждени
е
обсуждени
е
обсуждени
е
готовый
результат
обсуждени
е
наблюдени
е
концерт

2

1

1

3

1

2

6

2

4

3

2

1

беседа

3

1

2

3

1

2

мастеркласс
лекция

1

1

лекция

1

1

беседа

1

наблюдени
е
наблюдени
е
наблюдени
е
наблюдени
е
наблюдени
е
наблюдени
е
обсуждени
е

1

практическ
ое занятие
беседа

1

мастеркласс
концерт

1

68-69

Темп. Исполнение песен.

2

1

1

70-77

Вокально-хоровая работа

8

3

5

78-80

Фразировка. Поиск
выразительности фразы.
Слушание и анализ вокальных
произведений, исполняемых
известными детскими
коллективами.
Вокально-хоровая работа.

3

1

2

2

1

1

8

2

6

Формирование сценической
культуры. Работа с
фонограммой.
Музыкальная грамота.

6

2

4

3

2

1

Работа с солистами.

3

Подготовка к отчетному
выступлению.
Отчетное занятие-концерт.

5

81-82

83-90
91-96

97-99

100102
103107
108

Итого

3
1

4

38

70

1
108

практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
мастеркласс
беседа

наблюдени
е
готовый
результат
наблюдени
е
обсуждени
е

практическ
ое занятие
практическ
ое занятие

готовый
результат
готовый
результат

Лекция,
презентаци
я
практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
праздник

тест
аудиозапис
ь
готовый
результат
готовая
работа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 год обучения
№

Название раздела, темы

всего

теория

3

1

5-6

Индивидуальное прослушивание
обучающихся. Знакомство с
правилами поведения.
Певческая установка.
Правильное положение корпуса.
Певческое дыхание. Вдох, выдох.

2

1

1

7-8

«Цепное» дыхание.

2

1

1

9-10

2

1

1

2

1

1

3

1

6

22-23

Работа над дикцией и
артикуляцией. Артикуляционный
аппарат.
Работа над дикцией и
артикуляцией. Артикуляционная
гимнастика В.В. Емельянова.
Ансамблевое пение.
Ритмический ансамбль.
Работа над репертуаром –
народные произведения.
Попевки, прибаутки.
Канон в народной песне.

24-29

Работа над репертуаром –

1-3

4

11-12

13-15
16-21

Форма
занятия
беседа

Форма
контроля
обсуждени
е

мастеркласс
практическ
ое занятие
мастеркласс
лекция
презентаци
я
практическ
ое занятие

наблюдени
е
наблюдени
е
наблюдени
е
наблюдени
е

2

посиделки

концерт

2

4

практическ
ое занятие

готовый
результат

3

1

2

6

2

4

практическ
ое занятие
практическ

готовый
результат
готовый

1

практ
ика
2

1

наблюдени
е

30-33

34-35
36-39

40-41
42-50
51-53
54-59
60
61-63
64-66

67-69
70-75
76-81

82-84
85-87

88
89-94

95-99

100102
103107
108

народные произведения.
Танцевальные движения.
Работа над звуковедением и
чистотой интонирования.
Певческий диапазон.
Резонаторы. Виды резонаторов.

ое занятие

результат

4

1

3

практическ
ое занятие

наблюдени
е

2

1

1

лекция

4

2

2

лекция

обсуждени
е
тест

2
9

1
2

1
7

Ансамблевое пение. Темповый
ансамбль.
Работа над репертуаром –
отечественная классика.
Беседа об авторах и эпохе
произведений.
Работа над дикцией и
артикуляцией. Скороговорки.
Работа над звуковедением и
чистотой интонирования.
Формирование гласных в пении.
Ансамблевое пение. Унисонный
ансамбль.
Пение гармонических аккордов и
интервалов.
Работа над репертуаром – музыка
современных композиторов.
Кантилена.
Нотная грамота, чтение
партитур.
Работа над репертуаром –
зарубежная классика.
Беседа об авторах и эпохе
произведений.
Беседа о сценической культуре.
Работа над репертуаром – музыка
современных
композиторов.
Беседа об авторах и эпохе
произведений.
Работа над репертуаром – музыка
современных
композиторов.
Образное содержание в песне.
Работа с солистами.

3

1

2

6

2

4

1

1

лекция
практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
беседа

3

1

2

3

1

2

3

1

2

6

2

4

6

1

5

3

2

3

Подготовка к отчетному
выступлению.
Отчетное занятие-концерт.

5

Нотная
грамота,
партитур.
Ключи и ноты.
Длительности нот.
Двухголосная мелодия.

Итого

чтение

мастеркласс
практическ
ое занятие

тест
готовый
результат
наблюдени
е
наблюдени
е
обсуждени
е
наблюдени
е
наблюдени
е

мастеркласс
мастеркласс
практическ
ое занятие

наблюдени
е
наблюдени
е
готовый
результат

1

лекция

тест

1

2

практическ
ое занятие

готовый
результат

1
6

1
2

4

концерт
практическ
ое занятие

концерт
готовый
результат

5

1

4

практическ
ое занятие

готовый
результат

3

практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
праздник

аудиозапис
ь
видеоотчет

3
1

4

1
108

38

70

готовая
работа

Условия реализации программы.
Учебно – практическое оборудование.
1.Музыкальный инструмент. Клавишный синтезатор.
2.Музыкальный центр.
3.Компьютер.
4. Мультимедийный проектор.
5.Микрофоны.
6.Детские музыкальные инструменты.
7. Записи фонограмм в режиме «+» и «8.Записи аудио, видео.
9.Записи выступлений, концертов участников группы.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые,
теоретические и практические. Конкретные формы занятий ОДО: учебные занятия, беседы, игры,
концерты.
Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка в процессе усвоения им
программы проводится раз в полгода.
Один из способов фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных
результатов обучающегося в период его обучения - «Портфолио», ведение авторских страничек,
публикации, выступления.

№
1

2

3

Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов
обучающихся
Критерии
Показатели
Проявляется/
не проявляется
Взаимодействие в команде.
1. Вступает во взаимодействие с
Умение учащегося
детьми
продуктивно общаться,
2. Вступает во взаимодействие с
готовность помочь при
педагогом
коллективном решении задач 3. Отстаивает свое мнение
аргументировано и
спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам
при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь
сверстников
Среднее значение
Познавательная
1.Интересуется темой занятия,
активность
задает дополнительные вопросы
Желание узнавать
педагогу по теме
новое
занятия/темы/программы
2. Воспроизводит информацию по
итогам занятия
3. Умеет вычленять главное из
полученной информации.
4. Охотно делится информацией по
итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи
взрослого) выполняет
дополнительные задания
Среднее значение
Ответственность
1. Выполняет задания педагога в

Проявляется при
выполнении
функциональных
заданий, известных,
повторяющихся

4

Среднее значение
Социальная
идентичность
Индивидуальное
чувство принадлежности к
секции.
Убежденность в собственной
значимости для развития
среды, к которой
принадлежит
сам ребенок

указанный срок и без напоминания
2. Своевременно приходит на
занятие, другие мероприятия
3. Доводит начатую работу до конца
4. Адекватно реагирует на оценку
своего труда, полученного
результата.
5. Выполняет взятые на себя
обязательства
1. Принимает правила и традиции
группы
2. Охотно (без давления педагога)
принимает
участие в мероприятиях, важных для
группы
(соревнованиях, конкурсах,
фестивалях, социальных акциях)
3. Предлагает свою помощь при
проведении важных для группы дел
(мероприятий)
4. Положительно высказывается об
отношении
к группе, школе.
5. Положительно оценивает свою
роль и место в детском творческом
коллективе.

Среднее значение
В таблице обозначается проявление или непроявление показателей по критериям, которые
дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых направлена данная
программа.
Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа,
конкурсные мероприятия. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала,
которые соответствуют следующим уровням:
высокому
(продвинутому)
уровню
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются сформированностью
и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный,
целенаправленный характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые
правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях,
условиях.
средний (базовый) уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания
заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно воспроизводить и
применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия
обучающегося расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и ответственности
за результаты работы группы, готовностью выполнять различную работу для пользы команды.
низкий (стартовый) уровень от 40 до 59 баллов характеризуется умением
обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия, подсказку,
намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный
уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе.
недопустимый уровень от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием опыта в виде
деятельности и желания заниматься им; отказом признавать значимость умения сотрудничать,
взаимодействовать с педагогом и другими детьми, желанием работать только индивидуально и
обыгрывать всех.

Сводная таблица достижений каждого обучающегося заполняется в течение учебного года в
три периода: в сентябре заполняются начальные данные, в конце декабря – промежуточные
данные, в мае - итоговые. На основании сводных данных о достижениях каждого
обучающегося наблюдается динамика освоения программы дополнительного образования и
производится ее корректировка на дальнейший период
Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка в процессе усвоения им
программы проводится раз в полгода.
Один из способов фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных
результатов обучающегося в период его обучения - «Портфолио».
Кадровое обеспечение: занятие проводится педагогом дополнительного образования 1
квалификационной категории.
Ежегодно составляются справки по кадровому обеспечению, обеспеченности учебными
изданиями и электронными ресурсами, материально-техническому обеспечению, безопасным и
специальным условиям реализации программ для основных и дополнительных образовательных
программ, которые являются неотъемлемой частью образовательной программы. Информация по
лицензионным условиям размещается в специальном разделе «Сведения об образовательной
организации».
Методические материалы:
1. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования.
Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991
2. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий
и коллективов. М, 1988.
3. Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. –
Изд. 3-е – М.: «Музыка», 1991.
Список использованной литературы для учителя.
4. Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991
5. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский
композитор», 1999.
6. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению
предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997
7. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление
обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997
8. Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка»,
1987
6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Издательский центр «Академия». 1998
7. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.:
«Музыка», 1992
9. Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
10. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. –
М.: «Музыка», 1977.
11. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки Сольфеджио в дошкольных группах детских
музыкальных школ.» – М.: «Музыка», 1998.
12. Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.
13. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной
школе: Методическое пособие. - Л.: «Музыка», 1972.
14. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокальнохоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999
15. Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка»,
1981.
16. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.
17. Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия»

18. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.- М.:
«Академия», 2002.
19. Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987. Вып. 2.
Разд.1
20. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление
обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997.
21. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.
22. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1997.
23. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М.
Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».