Юный эколог

Пояснительная записка
Программа «Юный эколог» разработана в соответствии с документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ, Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р), Приказом Министерства образования и науки РФ
от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 года «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей».
Направленность естественнонаучная
Актуальность программы определяется запросом со стороны родителей и детей на
программы естественнонаучного развития школьников, развития творческих способностей
через взаимодействие человека с природными объектами.
Педагогическая целесообразность программы. В основе процесса формирования
экологической культуры лежит живое общение детей с природой. Отличительной
особенностью программы является работа с конкретными природными объектами нашего
региона: растениями, животными, формирование умений анализировать особенности
произрастания растений, наблюдение за живыми объектами. Программа носит практико ориентированный характер.
Социальная значимость программы предусматривает практико-ориентированную
деятельность детей по изучению экологического состояния своего родного края, выполнению
социально значимых проектов, участию в природоохранной деятельности, что является
мотивационной основой в профессиональной ориентации воспитанников.
Программа предусматривает комплексный подход к освоению детьми методов и способов
экологического эксперимента - от теоретических знаний до практических умений и навыков
проектно–исследовательской деятельности.
Адресат программы: Программа предназначена для детей 10-13 лет, рассчитана на
вариативное применение в зависимости от решаемых задач и уровня активности и
заинтересованности в ней воспитанников.
Для обучения принимаются все желающие.
Язык преподавания: русский.
Объем и срок освоения программы: Программа выполняется за 1 год обучения (108
часов — 3 часа в неделю), с обязательным прохождением похода выходного дня в конце
обучения.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия.
Уровневость программы: базовая.
Форма обучения: очная. Формы организации деятельности учащихся на занятии:
индивидуальная, групповая.
Формы работы:
- выставки
- конкурсы
- викторина
- слет экологов
- сообщений учащихся
- демонстрации опытов
- лабораторные работы по определению растений
- практикумы
- организации фенологических наблюдений
- практические работы на пришкольном участке и в школьной теплице .

Программа предусматривает широкое использование всех видов межпредметных связей:
опорных, сопутствующих, перспективных, с географией и биологией, экологией, химией.
Распределение тем занятий по времени проведения связано с тематическим планированием
биологии для VI—VII классов и географии для VI класса. В этом прослеживается тесная
взаимосвязь классной и внеклассной краеведческой работы по экологическому образованию
и воспитанию учащихся.
Цель программы – изучение закономерностей взаимоотношений между растениями и
средой их обитания, морфолого-анатомических адаптаций растительных организмов.
Задачи программы:
1) сформировать понятие об экологических факторах и закономерностях их воздействия на
растительный организм;
2) в ходе лабораторных и практических занятий рассмотреть закономерности адаптаций
растений на морфолого-анатомическом уровне, выявить общие принципы структурных
приспособлений различных органов;
3) овладеть навыками лабораторных и практических исследований.
1. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
 благоприятные и неблагоприятные условия среды; понятие об экологических
факторах; основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни,
экологические проблемы своей местности и пути их решения;
 причины гибели организмов, регуляция численности;
 приспособленность живых организмов к условиям среды;
 роль растений в жизни животных и человека;
 роль воды в питании живых организмов;
 условия, необходимые для поддержания жизни; границы жизни;
 влияние деятельности человека на биологическое разнообразие;
 приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений;
 роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе;
 современные проблемы охраны окружающей среды;
 взаимоотношения между растительными организмами и окружающей их живой и
неживой средой;
 анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических
групп;
 жизненные формы растений и принципы их классификации.
 периодические явления в жизни растений.
Метапредметные результаты:
 определения наиболее благоприятных и неблагоприятных условий среды;
 составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и
другими культурными растениями;
 выявления взаимосвязей живых организмов разных царств со средой обитания;
 выявления влияния деятельности человека на биологическое разнообразие;
Личностные результаты:
 кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на
вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
 использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных
сообщениях (на 2-3 минуты);
 следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
 овладение начальными формами исследовательской деятельности;
 опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
 опыт социальной и межкультурной коммуникации;



формирование коммуникативных навыков.

Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости.
- Желание улучшать окружающую среду.
- Желание природосообразного и творческого освоения окружающей среды;
- Потребность эстетического восприятия природы;
Учащиеся должны знать:
- Представление о многообразии мира живой природы;
- Знание основных принципов охраны природы и правил поведения в природе;
- Знания о видах растений и животных, занесённых в Красную книгу Кировской области;
- приспособленность живых организмов к условиям среды;
- роль растений в жизни животных и человека;
- роль воды в питании живых организмов;
- условия, необходимые для поддержания роста растений;
- приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений;
- роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе;
- современные проблемы охраны окружающей среды;
- взаимоотношения между растительными организмами и окружающей их живой и неживой
средой;
- анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;
- жизненные формы растений и принципы их классификации.
- периодические явления в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
- Умение осуществлять простое исследование природных объектов, проводить простые
эксперименты в природе;
- Умение работать с литературными источниками и найти нужную информацию в интернете,
из литературных источников;
- Работать аккуратно и точно выполнять намеченное;
- Обрабатывать, обобщать и анализировать информацию;
- Применять простые методы проектного исследования;
проводить анализ,
систематизировать, делать выводы на основе полученных результатов;
- Проводить математическую и компьютерную обработку результатов исследования;
- Подготовить сообщение по материалам исследования и выступить перед аудиторией;
- Использовать полученные результаты в природоохранной практике;
- Различать и узнавать редкие и охраняемые виды растений и животных в природе.
- ухаживать за растениями
- соблюдение правил поведения в природе.
- узнавать наиболее распространенные растения своей местности, включая редкие и
охраняемые виды;
- определять названия растений с использованием атласа-определителя;
- выявлять взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения; влияние живых организмов
на окружающую среду;
- описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия
проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

2. Календарный учебный график
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Даты начала и окончания учебных периодов

36
3
108
01.09.2021-31.05.2022

3. Учебный план
№ пп

Тема

1
2

Введение
Тема 1. Формирование умения проведения
наблюдений за природными объектами
Тема 2. Влияние абиотических факторов на
жизнь растений.
Тема 3. Тепло как экологический фактор.
Тема 4. Свет как экологический фактор.
Тема 5. Растения и почва
Тема 6. Влияние биотических факторов на
растения
Тема 7. Жизненные формы растений.
Практические работы на пришкольном
участке (весна, лето,осень)
Практические работы в теплице (в течение
года
Итого

3
4
5
6
7
8
9
10

№

Тема

1

Введение. (5
часов)
Содержание
экологии
растений
история
развития и
методы
исследования
науки.

Количество
часов
5
15
7
5
2
2
3
6
26
37
101

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 год обучения
Содержание
Теория
Определение экологии
растений,
объекты
и
методы
исследования,
отношение к смежным
наукам. Краткая история
развития.
Современные
направления исследований.
Общие
закономерности
влияния
экологических
факторов.
Основные
понятия: среда обитания,
условия
существования,
экологическая
ниша.
Экологические
факторы
как элементы среды, их
классификация.
Общие
закономерности действия

4 часа
Лекция и
презентация об
истории развития и
методах
исследования науки.
Общие
закономерности
влияния
экологических
факторов.
Экологические
факторы как
элементы среды, их
классификация.

Практика
1 час
Определение
экологии
растений,
объекты и
методы
исследования,
отношение к
смежным
наукам.

экологических
факторов.
Экологические
кривые.
Кардинальные точки, их
изменения, экологическая
валентность.
Эвритопы.
Стенотопы. Экологические
единицы:
экологические
группы, жизненные формы,
экады,
экотипы,
ценопопуляции.
2

Тема 1. (15
часов)

Формирование умения
проведения наблюдений за
природными
объектами.
Сезонные и возрастные
изменения у растений.
Наблюдение за сезонными
изменениями в природе,
жизни
растений
и
животных.
Фенология.
Фенологические
фазы.
Осень и зима в жизни
растений. Как растения
готовятся к зиме. Весна и
лето в жизни растений.
Предвесенье. Ранняя и
поздняя весна. Яровые
однолетники.
Отава.
Изменение растений в
течение жизни. Возраст,
как
его
определить.
Периоды
жизни
и
возрастные
состояния
растений. Значение для
растений разных периодов
жизни
и
возрастных
состояний.
Жизненное
состояние растений как
показатель условий их
жизни.
Разнообразие
жизненных форм растений.
Разнообразие деревьев.

5 часов
Формирование
умения проведения
наблюдений
за
природными
объектами. Значение
для растений разных
периодов жизни и
возрастных
состояний.
Жизненное
состояние растений
как
показатель
условий их жизни.
Разнообразие
жизненных
форм
растений.
Разнообразие
деревьев.

10 часов
Сезонные и
возрастные
изменения у
растений.
Фенологические
наблюдения.
Формирование
умения
проведения
наблюдений за
природными
объектами.
Лабораторные
работы.

3

Тема 2. (7
часов)

Влияние абиотических
факторов
на
жизнь
растений. Экологическое
значение различных форм
воды в жизни растений.
Вода как среда обитания.
Экологические
особенности
водных

2 часа
Лекция и
презентации.
Влияние
абиотических
факторов на жизнь
растений.
Экологическое

5 часов
Лабораторные
работы.
Экологические
особенности
водных
растений:
гидатофитов,

растений:
гидатофитов,
нейстофитов,
гелофитов.
Водный
режим
местообитаний. Вода в
почве,
ее
состояния.
Значение
свободной
и
связанной воды для жизни
растительных организмов.
Влагоемкость
почв.
Передвижение
воды
в
почве и водоснабжение
растений.
4

Тема 3. (5
часов)

значение различных
форм воды в жизни
растений. Вода как
среда обитания.

Тепло
как 2 часа
экологический
фактор.
Роль
тепла в жизни
растений.
Поступление
тепла
к
земной
поверхности. Понятия и
термины:
радиация,
инсоляция,
теплообмен,
конвекция,
альбедо.
Изменение
теплового
режима
под
влиянием
рельефа,
экспозиции,
высоты над уровнем моря.
Тепловой
режим
поверхности
почвы.
Суточный ход температуры
почвы, его закономерности.
Тепловой обмен в слое
растений.
Распределение
температур
в
лесу,
тепловой
режим
леса.
Температура
частей
растений.
Влияние
на
растения
низких
температур.
Реакция
растений
на
низкие
температуры. Микротермы
и
гегистотермы.
Холодостойкость
и
морозостойкость растений,
процессы
закалки
и
изнеживания. Иссушающее
действие холода. Защитные
функции
растений.
Влияние
на
растения
высоких
температур.
Тепловые
повреждения.
Приспособления
мегатермов
против

нейстофитов,
гелофитов.
Водный режим
местообитаний.
Вода в почве, ее
состояния.
Значение
свободной и
связанной воды
для жизни
растительных
организмов.
3 часа

перегрева.
5

Свет как экологический
Тема 4. (2
фактор. Значение света в
часа)
жизни растений и в их
распределении
в
сообществах. Поступление
света
к
земной
поверхности.
Спектральный состав света.
Понятие
о
фотосинтетической
активной радиации (ФАР).
Световой режим растений
различных широт. Методы
измерения
радиации.
Значение
прямого
и
рассеянного света. Влияние
света на растения. Световое
довольствие растений.

2 часа
Лекция и видеоурок.
Свет как
экологический
фактор. Значение
света в жизни
растений и в их
распределении в
сообществах.
Поступление света к
земной поверхности.
Спектральный состав
света.

6

Тема 5. (2 часа)

Экологическое значение
гранулометрического
состава,
химизма
и
кислотности почвы. Роль
почвенной биоты. Реакции
растений на содержание в
почве
элементов
минерального
питания.
Особенности
экологии
растений засоленных почв.
Классификация галофитов.
Экология
растений
сфагновых
болот.
Приспособление растений к
подвижности
субстрата,
псаммофиты.

1 час
1 час
Лекция.
Лабораторная
Экологическое
работа.
значение
гранулометрического
состава, химизма и
кислотности почвы.
Роль почвенной
биоты.

7

Тема 6. (3 часа)

Влияние биотических
факторов
на
растения.
Классификация
биотических
факторов.
Контактные
взаимодействия растений:
физиологические
(паразитизм
и
полупаразитизм, симбиоз)
и
механические.
Трансабиотические
взаимодействия растений:
конкуренция, алеллопатия.
Примеры

3 часа
Презентация.
Влияние
биотических
факторов на
растения.
Классификация
биотических
факторов.
Контактные
взаимодействия
растений:
физиологические
(паразитизм и

трансбиотических влияний. полупаразитизм,
Взаимоотношения между симбиоз) и
животными и растениями. механическ
Роль
животных
и
микроорганизмов в жизни
растений. Антропогенные
факторы.
Исторический
обзор влияния человека на
растительный мир. Охрана
природы.
Использование
растений
в
качестве
биоиндикаторов
загрязнения окружающей
среды.
8

Тема 7. (6
часов)

Как
долго
живут
растения и как определяют
их возраст. Периоды жизни
и возрастные состояния
растений.
Высшие
растения.
Вегетативные
органы.
Репродуктивные
органы.
Значение
для
растений разных периодов
жизни
и
возрастных
состояний.
Место
обитания
растений,
Природные
зоны.
Как
могут меняться размеры
растений
от
условий
обитания.
Жизненное состояние
растений:
высокий,
средний и низкий уровни
жизненного
состояния.
Вторичный покой растения.
Классификация жизненных
форм.
Разнообразие деревьев.
Деревья
лесной
зоны.
Деревья пустынь. Деревья
саванн.
Деревья
вечнозелёных тропических
лесов. Деревья - удушители
и
деревья
рощи.
Растительные
сообщества.Еестественный
и
искусственный
растительный покров. Лес,
луг,
болото,
степи.
Природные зоны. Состав
растительных

5 часов
Лекция,
и
видеоурок. Как долго
живут растения и как
определяют
их
возраст.
Периоды
жизни и возрастные
состояния растений.
Высшие
растения.
Вегетативные
органы.
Репродуктивные
органы. Значение для
растений
разных
периодов жизни и
возрастных
состояний.
Место
обитания растений,
Природные
зоны.
Как могут меняться
размеры растений от
условий обитания.

1 час
Диспут
«Разнообразие
условий
существования
и их влияние на
растения».

сообществ.Количественные
соотношения
видов
в
растительном сообществе.
Изменение сообществ по
сезонам и годам. Смена
сообществ.
Влияние сообществ на
окружающую
среду.
Воздействие человека на
растительность.
9

Практические
работы на
пришкольном
участке (весна,
лето, осень).
(26 часов)

Практические
занятия;
лабораторные
(опыты,
эксперименты);
наблюдения
(самостоятельные
и
сезонные); экологические
экскурсии в
природу;
изготовление
гербариев;
экологические, подвижные,
дидактические,
имитационные игры, игры
–путешествия;
создание
презентаций,
слайд
фильмов,
видеофильмов,
флористических
работ,
рисунков, плакатов.

26 часов
Практические
работы на
пришкольном
участке (весна,
лето, осень)

10

Практические
работы в
теплице (в
течение года)
(40 часов)

Уход, полив работа с
рассадой и другие работы.

37 часов
Практические
работы в
теплице (в
течение года)

5. Тематическое планирование
№

1
2
3

4
5

Наименование темы

Всего

Теория

Практи
ка

Введение
Содержание экологии растений.
История
развития
и
методы
исследования науки
Определение экологии растений,
объекты и методы исследования,
отношение к смежным наукам.

5
1
1

4
1
1

1

Общие
закономерности
влияния
экологических факторов
Экологические факторы как элементы
среды, их классификация

1

1

лабораторные
работы по
определению
растений
Круглый стол

1

1

конференция

1

Форма
занятия
лекция
презентация

1

Форма
контроля

Тема 1. Формирование умения
проведения
наблюдений
за
природными объектами
Формирование умения проведения
наблюдений
за
природными
объектами

15

5

10

6

2

4

Лекция
лабораторные
работы

9

3

6

фенологическ
ие
наблюдения

7

2

5

1

1

лекция

1

Свет как экологический фактор.

1
1

12

Воздух в жизни растений

1

1

13

Почва в жизни растений

1

1

14

Вода в жизни растений

1

1

15

Вода как экологический фактор

1

1

презентация
лабораторные
работы
лабораторные
работы
лабораторные
работы
лабораторные
работы
лабораторные
работы

Тема 3. Тепло как экологический
фактор.
Тепло как экологический фактор.
Роль тепла в жизни растений.
Влияние на растения низких
температур.
Реакция растений на низкие
температуры.
Влияние на растения высоких
температур.
Тема 4. Свет как экологический
фактор.
Свет как экологический фактор.
Свет и анатомо-морфологическая
структура растений
Тема 5. Растения и почва
Растения и почва

5

2

1
1
1

1
1

6

7

8
10
11

16
17
18
19
20

Сезонные и возрастные изменения у
растений
Тема 2. Влияние абиотических
факторов на жизнь растений.
Влияние абиотических факторов на
жизнь растений.
Свет в жизни растений

1

1

лекция
видеоурок
лабораторные
работы

1

1

лабораторные
работы

1

1

лабораторные
работы

2

1
1

1
1

2
1
1

1
1

3

3

1

1

Видеоурок

1
1
6
2

1
1
5
2

Круглый стол

28

Тема 6. Влияние биотических
факторов на растения
Влияние биотических факторов на
растения
Биотические факторы
Антропогенные факторы
Тема 7. Жизненные формы растений.
Жизненные формы растений.

29

Изменение растений в течение жизни

1

1

23
24

25
26
27

Роль почвенной биоты.

демонстрации
опытов

3

2

21
22

сообщения

демонстрации
опытов

лекция
викторина

1
1

лекция
лабораторные
работы

сообщение

-

презентация

1
лекция
видеоурок

30
31
32

Разнообразие условий существования
и их влияние на растения
Декоративные и комнатные растения
Растительные сообщества

33

1
1
1

диспут

1
1
1

26

26

Практические работы в теплице (в
течение года

37

37

Итого

108

Практические работы на
пришкольном участке (весна, лето,
осень)

34

24

Лекция
презентация
практикумы
демонстрации
опытов
лабораторные
работы
организации
фенологическ
их
наблюдений
практикумы
демонстрации
опытов
лабораторные
работы
организации
фенологическ
их
наблюдений

выставка
кроссворд
выставки
конкурсы
фотовыставка

выставки
конкурсы
фотовыставка

84

5. Организационно-педагогические условия
Кадровое обеспечение: занятие проводится педагогом дополнительного образования,
аттестованного на соответствие занимаемой должности.
Ежегодно составляются справки по кадровому обеспечению, обеспеченности
учебными изданиями и электронными ресурсами, материально-техническому обеспечению,
безопасным и специальным условиям реализации программ для основных и дополнительных
образовательных программ, которые являются неотъемлемой частью образовательной
программы. Информация по лицензионным условиям размещается в специальном разделе
«Сведения об образовательной организации».
Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка в процессе
усвоения им программы проводится раз в полгода
Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка в процессе
усвоения им программы проводится раз в полгода.

Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка
в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной программы
Показатели

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Оценка
в баллах

а) высокий уровень – освоил

8-

1. Теоретическая подготовка
1.Теоретические

Соответствие

знания по основным теоретических знаний
разделам учебнопрограммным
тематического плана требованиям
программы

практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период

10баллов

б) средний уровень – объем
усвоенных знаний составляет
более ½

57баллов

в) низкий уровень – овладел
менее5
менее чем ½ объема знаний,
баллов
предусмотренных программой
2. Владение
специальной
терминологией

Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии

а) высокий уровень –
специальные термины
употребляет осознанно, в
полном соответствии с их
содержанием

810баллов

б) средний уровень – сочетает 5специальную терминологию с 7баллов
бытовой
в) минимальный уровень – как менее5
правило, избегает употреблять баллов
специальные термины
2. Практическая подготовка
1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой

Соответствие
практических умений и
навыков программным
требованиям

а) высокий уровень – овладел 8практически всеми умениями 10баллов
и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период
б) средний уровень – объем
усвоенных умений и навыков
составляет более½

57баллов

2. Творческие
навыки

Креативность
выполнения творческих
заданий

в) низкий уровень –
воспитанник овладел лишь
начальным уровнем
подготовки

менее5
баллов

а) высокий уровень –
творческий – выполняет
практические задания с
элементами творчества
самостоятельно

810баллов

б) средний уровень –
репродуктивный – видит
необходимость принятия
творческих решений,
выполняет практические
задания с элементами
творчества с помощью
педагога

57баллов

в) низкий уровень –
элементарный – ребенок в
состоянии выполнять лишь
простейшие задания по
шаблону, подглядывая за
другими исполнителями

менее
5баллов

3. Общеучебные умения и навыки
3.1. Учебно-коммуникативные умения
1. Умение слушать и
слышать педагога

2. Умение выступать
перед аудиторией

Адекватность
а) высокий уровень –
8восприятия информации, сосредоточен, внимателен,
10баллов
идущей от педагога
слушает и слышит педагога,
адекватно воспринимает
информацию, уважает мнении
других

Свобода владения
двигательными
навыками

б) средний уровень –слушает
и слышит педагога,
воспринимает учебную
информацию при
напоминании и контроле,
иногда принимает во
внимание мнение других

57баллов

в) низкий уровень –
испытывает серьезные
затруднения в концентрации
внимания, с трудом
воспринимает учебную
информацию

менее
5баллов

а) высокий уровень –
самостоятельно готовит
информацию, охотно
выступает перед аудиторией,

810баллов

свободно владеет и подает
информацию
б) средний – готовит
информацию и выступает
перед аудиторией при
поддержке педагога, иногда
стесняется

5-7
баллов

в) низкий уровень –
менее
испытывает серьезные
5баллов
затруднения при подготовке и
подаче информации, часто
старается быть меньше на
виду
3. Умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии

Самостоятельность в
построении
дискуссионного
выступления, логика в
построении
доказательств

а) высокий уровень –
самостоятельно участвует в
дискуссии, логически
обоснованно предъявляет
доказательства, убедительно
аргументирует свою точку
зрения

810баллов

б) средний уровень –
участвует в дискуссии,
защищает свое мнение при
поддержке педагога, иногда
сам строит доказательства

57баллов

в) низкий уровень –
Менее
испытывает серьезные
баллов
затруднения в ситуации
дискуссии, необходимости
предъявления доказательств и
аргументации своей точки
зрения, нуждается в
значительной помощи
педагога
3.2.Учебно-организационные умения и навыки
1. Умение
организовать свое
рабочее место

Способность
самостоятельно готовить
свое рабочее место к
деятельности и убирать
его за собой

а) высокий уровень –
самостоятельно готовит
рабочее место и убирает за
собой

810баллов

б) средний уровень –
5организовывает рабочее место 7баллов
и убирает за собой при
напоминании педагога
в) низкий уровень –
менее5
испытывает серьезные
баллов
затруднения при организации
своего рабочего места,
нуждается в постоянном

контроле и помощи педагога
2. Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности правил
безопасности

Соответствие реальных
навыков соблюдения
правил безопасности
программным
требованиям

а) высокий уровень – освоил 8весь объем навыков,
10баллов
предусмотренных программой
за конкретный период
б) средний уровень –
допускает ошибки

5-7
баллов

в) низкий – воспитанник
менее5
овладел менее чем 1/2 объема баллов
навыков
3. Умение
планировать и
организовать работу,
распределять учебное
время

Способность
самостоятельно
организовывать процесс
работы и учебы,
эффективно
распределять и
использовать время

а) высокий уровень –
самостоятельно планирует и
организовывает работу,
эффективно распределяет и
использует время.

810баллов

б) средний уровень –
5планирует и организовывает 7баллов
работу, распределяет время
при поддержке (напоминании)
педагога
в) низкий уровень –
менее5
испытывает серьезные
баллов
затруднения при
планировании и организации
работы, распределении
учебного времени, нуждается
в постоянном контроле и
помощи педагога

Количество набранных баллов соответствует уровню:









80-64 высокий уровень;





56-40 средний уровень;

39-0 низкий уровень .

Методические материалы:
Р.П. Барыкина, Н.В. Чубатова. Большой практикум по ботанике. Экологическая
анатомия цветковых растений. Учебно-методическое пособие. М.: КМК, 2005
Список литературы





Программа курса И. М. Швец . Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы:
программы. – М. Вентана-Граф, 2008
Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. М. Вентана-Граф, 2009
Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник.- М.,1993

Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,1996
Алексеев С.В. Экология.-С/П.,1999
Атлас комнатных растений. -М., 2002
Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М., 1951
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.-М.,1995
Новиков Ю.В. Природа и человек.-М.,1991
Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. -Л.,1982
Ботаника в 4-х т. Т.3. Высшие растения (часть II - Экологическая ботаника). /А.К.
Тимонин. М.: Академия, 2007
 А. Б. Ручин. Экология популяций и сообществ. М.: Академия, 2006
Интернет-ресурсы:
http://herba.msu.ru
http://ecology.ostu.ru
При чтении лекций и проведении лабораторных занятий применяются различные
иллюстративные материалы: таблицы, рисунки, гербарий высших растений, фотографии и
др. На лабораторных занятиях обучающиеся работают с микроскопами.










Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».