Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 159
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ лицей № 159
Протокол № 13 от«13» мая 2022 г.
СОГЛАСОВАНО:
Директор МАОУ лицея № 159
_______Ю.В. Аничкина
Приказ № 306/1-од от 31.05.2022г.
(Приложение к ООП СОО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По химии (базовый)
Уровень: Среднее общее образование ФГОС
Класс: 10-11
Срок реализации: 2 года
I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Требования к результатам освоения курса химии в основной школе
определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими
индивидуальные,
общественные
и
государственные
потребности,
и
включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
предмета.
Личностных результатов:
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
2. Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
3.
Осмысление
социально –
нравственного опыта
предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
4. Понимание культурного многообразия своего края, уважение к культуре
своего и других народов, толерантность.
Предметные результаты.
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса.
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной
научной картины мира и в практической деятельности человека;
демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими
естественными науками;
раскрывать на примерах положения теории химического строения
А.М. Бутлерова;
понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на
его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и
образованных ими веществ от электронного строения атомов;
объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений
об их составе и строении;
применять правила систематической международной номенклатуры как
средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ
как носителей информации о строении вещества, его свойствах и
принадлежности к определенному классу соединений;
характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
данными
характеристиками вещества;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные
свойства типичных представителей классов органических веществ с целью
их идентификации и объяснения области применения;
прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе
знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной
способности;
использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ
для безопасного применения в практической деятельности;
приводить примеры практического использования продуктов переработки
нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена,
синтетического каучука, ацетатного волокна);
проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина,
уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в
составе пищевых продуктов и косметических средств;
владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими
веществами и лабораторным оборудованием;
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения
химического равновесия от различных факторов с целью определения
оптимальных условий протекания химических процессов;
приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
приводить
примеры
химических
реакций,
раскрывающих
общие
химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода
по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям
элементов, входящих в его состав;
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и
токсичными веществами, средствами бытовой химии;
осуществлять
поиск
химической
информации
по
названиям,
идентификаторам, структурным формулам веществ;
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах
Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной
корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования
собственной позиции;
представлять
пути
решения
глобальных
проблем,
стоящих перед
человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в
решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической
химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
использовать методы научного познания при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания органических веществ;
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной
(полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью
определения химической активности веществ;
устанавливать генетическую связь между классами органических веществ
для обоснования принципиальной возможности получения органических
соединений заданного состава и строения;
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и
следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых
решений на основе химических знаний.
Выпускник на углубленном уровне научится:
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной
научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь
между химией и другими естественными науками;
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической
химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов
химических элементов и периодическим изменением свойств химических
элементов и их соединений в соответствии с положением химических
элементов в периодической системе;
анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения
основных
соединений
химических
теорий:
А.М. Бутлерова,
электролитической
диссоциации
химического
строения
кислот
строения
атома,
и
органических
химической
оснований;
связи,
устанавливать
причинно-следственные связи между свойствами вещества и егосоставом и
строением;
применять правила систематической международной номенклатуры как
средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и
органических веществ как носителей информации о строении вещества, его
свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной
(полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью
определения химической активности веществ;
характеризовать физические свойства неорганических и органических
веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решетки;
характеризовать
закономерности
в
изменении
химических свойств
простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные
химические свойства неорганических и органических веществ изученных
классов с целью их идентификации и объяснения области применения;
определять механизм реакции в зависимости от условий проведения
реакции и прогнозировать возможность протекания химических реакций на
основе типа химической связи и активности реагентов;
устанавливать
зависимость
реакционной
способности
органических
соединений от характера взаимного влияния атомов в молекулах с целью
прогнозирования продуктов реакции;
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения
химического равновесия от различных факторов с целью определения
оптимальных условий протекания химических процессов;
устанавливать генетическую связь между классами неорганических и
органических веществ для обоснования принципиальной возможности
получения неорганических и органических соединений заданного состава и
строения;
подбирать
позволяющих
реагенты,
условия
реализовать
и
определять
лабораторные
и
продукты
реакций,
промышленные
способы
получения важнейших неорганических и органических веществ;
определять характер среды в результате гидролиза неорганических и
органических веществ и приводить
примеры гидролиза
веществ
в
повседневной жизни человека, биологических обменных процессах и
промышленности;
приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
обосновывать
практическое
использование
неорганических
и
органических веществ и их реакций в промышленности и быту;
выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению
неорганических и органических веществ, относящихся к различным классам
соединений, в соответствии с правилами и приемами безопасной работы с
химическими веществами и лабораторным оборудованием;
проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций:
нахождение молекулярной формулы органического вещества по его
плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по
продуктам
сгорания;
расчеты
массовой
доли
(массы)
химического
соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов
реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты
массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически
возможного; расчеты теплового эффекта реакции; расчеты объемных
отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема,
количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде
раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование
химических процессов и явлений – при решении учебно-исследовательских
задач
по
изучению
свойств,
способов
получения
и
распознавания
органических веществ;
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и
токсичными веществами, средствами бытовой химии;
осуществлять
поиск
химической
информации
идентификаторам, структурным формулам веществ;
по
названиям,
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах
Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной
корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования
собственной позиции;
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и
следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых
решений на основе химических знаний;
представлять
человечеством,
пути
и
решения
глобальных
перспективных
проблем,
направлений
стоящих перед
развития
химических
технологий, в том числе технологий современных материалов с различной
функциональностью, возобновляемых источников сырья, переработки и
утилизации промышленных и бытовых отходов.
Выпускник
на
углубленном
уровне
получит
возможность
научиться:
формулировать
цель
исследования,
выдвигать
и
проверять
экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их
состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о
характере и продуктах различных химических реакций;
самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с
соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным
оборудованием;
интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с
помощью современных физико-химических методов;
описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантовомеханических представлений о строении атома для объяснения результатов
спектрального анализа веществ;
характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и
нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ;
прогнозировать
восстановительных
возможность
реакций,
протекания
лежащих
в
окислительно-
основе
природных
и
производственных процессов.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
10 класс (35 часов)
Базовый уровень
Основы органической химии
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической
химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно
их валентности. Основные положения теории химического строения
органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической
молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от
химического
строения
функциональной
молекул.
группе.
Изомерия
Принципы
и
изомеры.
классификации
Понятие
о
органических
соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы
образования названий органических соединений.
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов.
Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности
изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана и
этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования как способы
получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана
как один из основных источников тепла в промышленности и быту.
Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о циклоалканах.
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в
молекуле.
Химические
присоединения
свойства
(галогенирование,
(на
примере
этилена):
гидрирование,
реакции
гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных
углеводородов, горения. Полимеризация этилена как основное направление
его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического
производства. Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с
двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как
способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический
каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в
молекуле.
Химические
присоединения
свойства
(на
(галогенирование,
примере
ацетилена):
гидрирование,
реакции
гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных
продуктов. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени
для сварки и резки металлов. Применение ацетилена.
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов.
Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения
(галогенирование) как способ получения химических средств защиты
растений, присоединения (гидрирование) как доказательство непредельного
характера бензола. Реакция горения. Применение бензола.
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и
этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Химические
свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как
способ
установления
наличия
гидроксогруппы,
реакция
с
галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как
способ
получения
этилена.
Реакция
горения: спирты
как
топливо.
Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и
этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин как представители
предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные
спирты и ее
применение
косметических
средств.
глицерина.
для
распознавания
Практическое
глицерина
применение
в составе
этиленгликоля
и
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в
молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием,
гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола.
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как
представители
предельных
альдегидов.
Качественные
реакции
на
карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с
гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения предельных
альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов.
Применение формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных
одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на примере
уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями
и солями как подтверждение сходства с неорганическими кислотами.
Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение
уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых кислотах.
Сложные
эфиры
и
жиры.
Сложные
эфиры
как
продукты
взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных
эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные
эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные
жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их
непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров
как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот.
Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Углеводы.
Классификация
углеводов.
Нахождение
углеводов
в
природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза.
Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры.
Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная
реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в
продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие
об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Идентификация органических соединений. Генетическая связь между
классами
органических
соединений.
Типы
химических
реакций
в
органической химии.
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как
амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое
значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как
природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические свойства
белков:
гидролиз,
денатурация.
Обнаружение
белков
при
помощи
качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме.
Биологические функции белков.
Теоретические основы химии
Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная
конфигурация
атома. Основное
и
возбужденные
атомов. Классификация
химических
Особенности
энергетических
строения
элементов
уровней
(s-,
состояния
p-,
d-элементы).
атомов
d-элементов.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический
смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и закономерности
изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам.
Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды
химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и
механизмы ее образования. Кристаллические и аморфные вещества. Типы
кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая).
Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической
решетки. Причины многообразия веществ.
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость
реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих
веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры, площади
реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в
природе и промышленном производстве. Обратимость реакций. Химическое
равновесие
и
его
смещение
под
действием
различных
факторов
(концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для
создания
оптимальных
процессов. Дисперсные
условий
системы.
протекания
Понятие
химических
о коллоидах
(золи,
гели).
Истинные растворы. Реакции в растворах электролитов. рH раствора как
показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение гидролиза в
биологических
обменных
процессах. Окислительно-восстановительные
реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности
организмов. Окислительно-восстановительные свойства простых веществ –
металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо) и неметаллов:
водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Коррозия
металлов:
виды
коррозии,
способы
защиты
металлов
от
коррозии. Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в
промышленности.
Химия и жизнь
Научные
методы
познания
информации.
Поиск
информации
структурным
формулам.
в
химии.
по
Источники
названиям,
Моделирование
химической
идентификаторам,
химических
процессов
и
явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны,
минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных
препаратов. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение,
употребление алкоголя, наркомания).
Рациональное питание. Пищевые
добавки. Основы пищевой химии.
Химия
в
средства. Средства
повседневной
борьбы
с
жизни.
бытовыми
Моющие
насекомыми:
и
чистящие
репелленты,
инсектициды. Средства личной гигиены и косметики. Правила безопасной
работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой
химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения.
Средства защиты растений.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный
и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее
переработка.
Нефтепродукты.
окружающей
среды
при
Октановое
число
нефтепереработке
бензина.
и
Охрана
транспортировке
нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.
Химия
в
строительстве.
Цемент.
Бетон. Подбор
оптимальных
строительных материалов в практической деятельности человека.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от
химического загрязнения.
II.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( В том числе с учетом программы воспитания)
10 КЛАСС, базовый уровень
(1 час в неделю)
Сроки
1-2
неделя
3-6
неделя
7-15
неделя
16-30
неделя
31-34
неделя
Тема
Кол-во часов
Предмет органической химии
2
Теория строения органических
соединений А. М. Бутлерова
Углеводороды и их природные
источники
Кислородсодержащие
соединения и их нахождение в
живой природе
Азотсодержащие соединения и
их нахождение в живой
природе
ИТОГО:
4
Количество
практических
работ
9
15
2
4
1
34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( В том числе с учетом программы воспитания)
10 КЛАСС, базовый уровень (1 час в неделю)
3
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Название тем
Общее
количеств
о часов
Практические работы
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
1
Предмет органической химии. Появление и
развитие органической химии как науки
1
Место и значение органической химии в
системе естественных наук.
ТЕМА 2. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (4ч.)
1
Химическое строение как порядок соединения
атомов в молекуле согласно их валентности.
Углеродный скелет органической молекулы.
Кратность химической связи. Типы химических
связей в молекулах органических соединений.
1
Основные положения теории химического
строения органических соединений А.М.
Бутлерова.
1
Зависимость свойств веществ от химического
строения молекул. Изомерия и изомеры.
Понятие о функциональной группу.
1
Принципы классификации органических
соединений. Систематическая международная
номенклатура и принципы образований
органических соединений
ТЕМА 3. УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ (9ч.)
1
Природные источники углеводородов. Алканы,
строение молекуы метана Гомологический ряд
алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия
углеродного скелета. Закономерности
изменения физических свойств. Химические
свойства (на примере метана и этана): реакции
замещения (галогенирование), дегидрирования
как способы получения важнейших соединений
в органическом синтезе.
1
Горение метана как один из основных
источников тепла в промышленности и быту.
Нахождение в природе и применение алканов.
Понятие о циклоалканах.
Алкены. Строение молекулы этилена.
Гомологический ряд алкенов. Номенклатура.
Изомерия углеродного скелета и положения
кратной связи в молекуле. Химические свойства
(на примере этилена): реакции присоединения
(галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения
функциональных производных углеводородов,
горения. Полимеризация этилена как основное
направление его использования. Полиэтилен как
крупнотоннажный
продукт
химического
производства. Применение этилена.
1
10
Алкадиены и каучуки. Понятие об
алкадиенах как углеводородах с двумя
двойными связями. Полимеризация дивинила
(бутадиена-1,3)
как
способ
получения
синтетического каучука.
1
11
Натуральный и синтетический каучуки.
Вулканизация каучука. Резина. Применение
каучука и резины.
Алкины. Строение молекулы ацетилена.
Гомологический ряд алкинов. Номенклатура.
Изомерия углеродного скелета и положения
кратной связи в молекуле. Химические свойства
(на примере ацетилена): реакции присоединения
(галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения
полимеров и других полезных продуктов.
Горение
ацетилена
как
источник
высокотемпературного пламени для сварки и
резки металлов. Применение ацетилена.
1
Арены. Бензол как представитель
ароматических
углеводородов.
Строение
молекулы бензола.
1
12
13
14
1
1
Химические свойства: реакции замещения
(галогенирование) как способ получения
химических
средств
защиты
растений,
присоединения
(гидрирование)
как
доказательство
непредельного
характера
бензола. Реакция горения. Применение бензола.
15 Контрольная работа№1
1
по темам «Теория
строения
органических
соединений»,
«Углеводороды и их природные источники».
ТЕМА 4. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В
ЖИВОЙ ПРИРОДЕ (15ч.)
16 Спирты. Классификация, номенклатура,
1
изомерия спиртов. Метанол и этанол как
представители предельных одноатомных
спиртов. Химические свойства (на примере
метанола и этанола): взаимодействие с натрием
как способ установления наличия
гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами
как способ получения растворителей,
дегидратация как способ получения этилена.
Реакция горения: спирты как топливо.
17 Применение метанола и этанола.
1
Физиологическое действие метанола и этанола
на организм человека. Этиленгликоль и
глицерин как представители предельных
многоатомных спиртов.
18
Качественная реакция на многоатомные
спирты и ее применение для распознавания
глицерина в составе косметических средств.
Практическое применение этиленгликоля и
глицерина.
1
19
Фенол. Строение молекулы фенола.
Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.
Химические свойства: взаимодействие с
натрием,
гидроксидом
натрия,
бромом.
Применение фенола.
1
20
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь
(ацетальдегид) как представители предельных
альдегидов.
Качественные реакции на карбонильную
группу
(реакция
«серебряного
зеркала»,
взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их
применение для обнаружения предельных
альдегидов в промышленных сточных водах.
Токсичность
альдегидов.
Применение
формальдегида и ацетальдегида.
1
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как
представитель предельных одноосновных
карбоновых кислот. Химические свойства (на
примере уксусной кислоты): реакции с
металлами, основными оксидами, основаниями
и солями как подтверждение сходства с
неорганическими кислотами.
Реакция этерификации как способ
получения сложных эфиров. Применение
уксусной кислоты. Представление о высших
карбоновых кислотах.
1
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как
продукты взаимодействия карбоновых кислот со
спиртами. Применение сложных эфиров в
пищевой и парфюмерной промышленности.
Жиры как сложные эфиры глицерина и
высших карбоновых кислот. Растительные и
животные жиры, их состав. Распознавание
растительных жиров на основании их
непредельного характера. Применение жиров.
Гидролиз или омыление жиров как способ
промышленного получения солей высших
карбоновых кислот. Мылá как соли высших
карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
1
Углеводы. Классификация углеводов.
Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как
альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза.
1
21
22
23
24
25
26
1
1
1
27
28
29
Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как
биологические полимеры. Химические свойства
крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная
реакция с йодом на крахмал и ее применение
для обнаружения крахмала в продуктах
питания).
Применение и биологическая роль
углеводов. Понятие об искусственных волокнах
на примере ацетатного волокна.
1
Идентификация
органических
соединений. Генетическая связь между классами
органических соединений
Типы
химических
реакций
в
1
Практическое занятие
№1.
1
Практическое занятие
№2.
органической химии.
30
1
Контрольная
работа№2
по
теме
«Кислородсодержащие соединения
и их
нахождение в живой природе».
ТЕМА 5. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ЖИВОЙ
ПРИРОДЕ (6ч.)
31 Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура.
1
Аминокислоты как амфотерные органические
соединения. Пептидная связь.
32 Биологическое значение α-аминокислот.
1
Области применения аминокислот.
33 Белки как природные биополимеры. Состав и
1
строение белков. Химические свойства белков:
гидролиз, денатурация.
34
1
Обнаружение белков при помощи
Практическое занятие
качественных (цветных) реакций. Превращения
№3.
белков пищи в организме. Биологические
функции белков. Обобщение и повторение
основных вопросов органической химии.
Решение задач и упражнений по курсу
органической химии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( В том числе с учетом программы воспитания)
11 КЛАСС, базовый уровень(1час в неделю)
Сроки
Тема
Тема 1. Современные
представления о строении атома
Кол-во часов
6
Количество
практических
работ
Тема 2. Химические реакции.
Тема 3. Химия и жизнь
Итого:
12
15
33
2
1
3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( В том числе с учетом программы воспитания)
11 КЛАСС, базовый уровень (1 час в неделю)
№
1
Название тем
Общее
количес
тво
часов
Тема 1. Современные представления о строении атома ( 6 часов)
1
Строение вещества. Современная модель
строения атома. Электронная конфигурация атома.
Основное и возбужденные состояния атомов.
Классификация химических элементов
2
3
4
5
6
7
8
Практические
работы
(s-, p-, d-элементы).
Особенности строения энергетических уровней
атомов d-элементов.
Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Физический смысл Периодического
закона Д.И. Менделеева. Причины и
закономерности изменения свойств элементов и их
соединений по периодам и группам.
Электронная природа химической связи.
Электроотрицательность. Виды химической связи
(ковалентная, ионная, металлическая, водородная)
и механизмы ее образования.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы
кристаллических решеток (атомная, молекулярная,
ионная, металлическая). Зависимость физических
свойств вещества от типа кристаллической
решетки. Причины многообразия веществ.
Контрольная работа № 1 « Строение атома и
вещества.»
1
1
1
1
1
Тема 2. Химические реакции. ( 12 часов)
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные
1
реакции.
Скорость реакции, ее зависимость от различных
1
факторов: природы реагирующих веществ,
концентрации реагирующих веществ, температуры,
площади реакционной поверхности, наличия
катализатора. Роль катализаторов в природе и
промышленном производстве.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его
смещение под действием различных факторов
(концентрация реагентов или продуктов реакции,
давление, температура) для создания оптимальных
условий протекания химических процессов.
Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи,
гели). Истинные растворы.
Реакции в растворах электролитов. рH раствора как
показатель кислотности среды.
Окислительно-восстановительные реакции в
природе, производственных процессах и
жизнедеятельности организмов.
Окислительно-восстановительные свойства простых
веществ – металлов главных и побочных подгрупп
(медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода,
галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты
металлов от коррозии.
Электролиз
растворов
и
расплавов.
Применение электролиза в промышленности.
1
Практическая работа № 1. Проведение
химических реакций при нагревании. Качественные
реакции на неорганические вещества и ионы
отдельных классов соединений.
Практическая работа № 2. Качественный
количественный анализ веществ. Определение
характера среды. Индикаторы.
Контрольная работа № 2 «Химические реакции»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тема 3. Химия и жизнь ( 16 часов)
19
20
21
22
23
24
25
Научные методы познания в химии. Источники
химической информации.
Поиск информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам.
Моделирование
химических
процессов
и
явлений, химический анализ и синтез как методы
научного познания.
1
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины,
гормоны, минеральные воды.
Проблемы, связанные с применением лекарственных
препаратов. Вредные привычки и факторы,
разрушающие здоровье (курение, употребление
алкоголя, наркомания).
Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы
пищевой химии.
1
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие
средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми:
1
1
1
1
1
26
27
28
29
30
репелленты, инсектициды.
Средства личной гигиены и косметики.
Правила безопасной работы с едкими, горючими и
токсичными веществами, средствами бытовой
химии.
Практическая работа № 3. Правила безопасности
при работе с едкими, горючими и токсичными
веществами. Проведение химических реакций в
растворе.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и
органические удобрения. Средства защиты растений.
1
1
1
1
Химия и энергетика. Природные источники
углеводородов. Природный и попутный нефтяной
газы, их состав и использование.
Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты.
Октановое число бензина. Охрана окружающей
среды при нефтепереработке и транспортировке
нефтепродуктов.
Альтернативные
источники
энергии.
1
32
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор
оптимальных
строительных
материалов
в
практической деятельности человека.
1
33
Химия и экология. Химическое загрязнение
окружающей среды и его последствия. Охрана
гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от
химического загрязнения. Итоговое повторение
курса химии.
1
31
1