Оценивание результатов обучения НОО

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ лицей № 159
_____________Ю.В. Аничкина
Приказ № 520-од от «19» сентября 2025 г.

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Основные письменные работы по русскому языку
Письменный ответ на вопрос, небольшое письменное высказывание
на заданную тему
Оценивание данного вида письменной работы идет по представленным выше общим критериям:
правильность – соответствие теме и задаче, точность привлеченного фактического материала,
адекватное использование терминов; корректность речевого оформления;
полнота – достаточность и аргументированность ответа;
логичность – последовательность изложения, наличие обобщений и выводов. В начальной школе
при оценивании письменного ответа в центре внимания находится его содержание, поэтому
нецелесообразно при выставлении отметки
учитывать орфографические и пунктуационные ошибки.
Отметка «5» за письменный ответ ставится, если содержание ответа полностью
соответствует теме и поставленной задаче, отсутствуют фактические ошибки;
речевое
оформление ответа характеризуется точностью и выразительностью; ответ отличается
полнотой
и
аргументированностью;
смысловой
цельностью,
логичностью
и
последовательностью.
Отметка «4» за письменный ответ ставится, если содержание ответа соответствует теме и
поставленной задаче, но допущены единичные фактические неточности и/или отдельные
речевые недочеты; ответ полный, но недостаточно аргументированный; характеризуется
смысловой цельностью, логичностью, но могут быть допущены незначительные нарушения
последовательности в изложении.
Отметка «3» за письменный ответ ставится, если допущены существенные отклонения от
темы и задания; ответ неполный и/или недостаточно аргументированный; присутствуют
отдельные нарушения последовательности и логики изложения, допущены речевые ошибки.
Отметка «2» за письменный ответ ставится, если он не соответствует теме и заданию;
допущено много фактических неточностей и речевых ошибок; нарушена последовательность и
логика изложения.
Изложение. Изложение является наиболее распространенной формой оценивания навыка
письменной речи, умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков
существенных моментов, соблюдая правила русского языка. В начальной школе как форма
оценивания используется только подробное изложение. С целью объективности оценивания
важно придерживаться общих критериев:
правильность – точность отражения темы, основной мысли, содержания исходного текста,
корректное речевое оформление, отсутствие фактических и речевых ошибок;

полнота – отражение в изложении основного содержания исходного текста;
логичность – смысловая цельность и последовательность изложения, отсутствие
пропусков важных смысловых частей исходного текста.
В связи с возрастными особенностями младших школьников им сложно одновременно
следить за передачей смысла и правильным орфографическим
и пунктуационным оформлением текста, грамотность написанного младшим школьником
текста должна оцениваться отдельно и не входить как критерий при оценивании содержания
изложения. Грамотность оценивается по числу допущенных
учеником
ошибок:
орфографических, пунктуационных и грамматических, при этом ошибками считаются только
случаи написания на изученные правила. Остальные ошибки педагог исправляет, но не
учитывает при выставлении отметки. Таким образом, за изложение выставляются две отметки:
одна за содержание, вторая за грамотность.
При проведении обучающих изложений обязательным этапом написания работы является
редактирование текста изложения с точки зрения орфографической грамотности с возможностью
использования орфографического словаря. Окончательная отметка за грамотность обучающего
изложения выставляется только после завершения этапа редактирования.
Отметка «5» за изложение ставится, если правильно передано содержание исходного
текста, фактические ошибки отсутствуют, текст изложения характеризуется богатством словаря
и разнообразием синтаксических конструкций; в пересказе отражены все основные микротемы
исходного текста; содержание излагается последовательно и логично. В работе нет речевых
ошибок, но может быть допущен 1 содержательный недочет и 1–2 речевых недочета.
Отметка «4» за изложение ставится, если правильно передано содержание исходного
текста, но допущены единичные фактические неточности; лексический и грамматический строй
речи достаточно разнообразен, в пересказе отражены все основные микротемы исходного текста;
есть незначительные нарушения точности выражения мысли или имеются незначительные
нарушения последовательности в изложении. В работе допускается не более 2 недочетов в
содержании и не более 3–4 речевых недочетов.
Отметка «3» за изложение ставится, если в работе допущены значительные отклонения от
содержания пересказываемого текста, в пересказе отражены не все микротемы исходного текста,
допущены фактические неточности, в тексте пересказа встречается неправильное
словоупотребление; словарь бедный, используемые синтаксические конструкции однообразны,
присутствуют отдельные нарушения последовательности изложения и некоторые логические
ошибки. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Отметка «2» за изложение ставится, если в работе много фактических ошибок при
пересказе исходного текста, что приводит к неправильной передаче содержания; основные
микротемы исходного текста не сохранены, содержание текста передано некорректно; словарь
крайне беден, часто встречаются случаи неправильного словоупотребления; отсутствует логика
и последовательность изложения. В работе допущено 6 и более недочетов в содержании и 6 и
более речевых недочетов.
Сочинение. Сочинение выступает как форма оценивания умений сформулировать
основную мысль на заданную тему и представить ее в виде связного текста, обладающего
речевыми достоинствами: выразительностью и точностью речи. Критерии оценивания
сочинения схожи с критериями оценивания изложения, при этом критерий «правильность
передачи фактологии текста» меняется на «соответствие работы ученика теме, ее раскрытие».
Вводится критерий оригинальность: оценивается самостоятельность, своеобразие и

нестандартность в реализации замысла сочинения, в использовании приемов раскрытия
основной мысли.
Отметка «5» за сочинение ставится, если оно соответствует теме, правильно и полно
раскрывает ее; текст сочинения характеризуется богатством словаря и точностью выражения
мысли, разнообразием грамматических конструкций, речевые ошибки отсутствуют; сочинение
отличается смысловой цельностью и последовательностью изложения основной мысли,
логические ошибки отсутствуют; оригинальность проявляется в высказывании интересной точки
зрения, в выборе необычной формы.
Отметка «4» за сочинение ставится, если оно соответствует теме, правильно и полно
раскрывает ее; текст сочинения характеризуется богатством словаря и точностью выражения
мысли, разнообразием грамматических конструкций, но имеются незначительные нарушения
точности выражения мысли и/или текст характеризуется богатством словаря и точностью
словоупотребления, но прослеживается однообразие грамматических конструкций;
присутствуют немногочисленные негрубые речевые ошибки (не
более
3);
сочинение
отличается смысловой цельностью и последовательностью изложения основной мысли, но
допущены незначительные логические ошибки (не более 2).
Отметка «3» за сочинение ставится, если оно частично соответствует теме; текст
сочинения отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций;
содержит значительное количество речевых ошибок (4–6); в тексте сочинения допущены
логические ошибки (3–5).
Отметка «2» за сочинение ставится, если оно не соответствует теме; текст сочинения
отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций; содержит
значительное количество речевых ошибок (более 6); в тексте сочинения допущены логические
ошибки (более 5).
Грамотность сочинения оценивается отдельным баллом, учитываются только ошибки на
изученные правила, остальные ошибки исправляются педагогом, но не влияют на оценивание.
Таким образом, сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и
речевое оформление, вторая – за грамотность (соблюдение орфографических, пунктуационных
правил и языковых норм). Обе отметки считаются отметками по русскому языку.
Списывание. В начальной школе списывание является традиционным способом проверки
сформированности умений и навыков воспроизводить с печатного текста, обнаруживать
орфограммы, применять усвоенные орфографические и пунктуационные правила. Кроме
полного воспроизведения предложенного текста может использоваться и осложненное
списывание, в процессе которого обучающиеся вставляют пропущенные буквы и/или знаки
препинания, раскрывают скобки, устанавливают границы предложений, определяют части
текста. Для списывания предлагаются интересные по содержанию тексты, насыщенные
изучаемыми орфограммами. Федеральная рабочая программа по русскому языку в части
предметных результатов устанавливает требования к объему списываемого в ходе оценочных
процедур текста.
Класс
Конец 1 класса

Объем текста для списывания
Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова
и предложения, тексты объемом не более 25 слов

Конец 2 класса

Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова
и предложения, тексты объемом не более 50 слов

Конец 3 класса

Правильно списывать
не более 70 слов

Конец 4 класса

Правильно списывать тексты объемом не более 85 слов

слова,

предложения,

тексты

объемом

В связи со спецификой данного вида работы из общепринятых критериев используются два:
правильность и полнота.
При анализе результатов списывания важно дифференцировать ошибки на правила
орфографии и пунктуации и иные ошибки, к которым относятся: наличие пропущенных и/или
лишних слов, изменение графического облика слова (перестановки, замены, пропуски букв, не
связанные с орфограммами). Дифференциация необходима для выстраивания последующей
работы, поскольку разные типы ошибок требуют разных видов помощи.
Отметка «5» за списывание ставится, если текст воспроизведен правильно и в полном
объеме, при этом, исходя из заявленного выше подхода, при котором процент правильно
выполненной работы на высшую отметку должен быть не менее 90%, может быть допущен один
недочет (например, не поставлен знак в конце предложения, но при этом следующее
предложение начинается со строчной буквы) или одно изменение графического облика слова
(перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической ошибке). На
выставление отметок «4», «3» и «2» влияет количество ошибок и искажений графического облика
слов.
Традиционный подход к количеству ошибок при выставлении отметок за контрольное
списывание следующий:
отметка «5» – нет ошибок;
отметка «4» – допущена 1 ошибка или два исправления;
отметка «3» – допущено 2–3 ошибки;
отметка «2» – допущено 4 ошибки и более.
Диктант. Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных
умений и навыков. Он позволяет оценить достижение одной из приоритетных целей обучения
русскому языку: «осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного
уровня культуры», а также достижение предметного результата: «применение орфографических
правил и правил постановки знаков препинания при записи предложенных текстов». Текст
диктанта представляет собой связный текст соответствующей возрасту детей тематики,
включающий в себя доступную лексику и достаточно простые по структуре предложения. В
текст диктанта включаются слова, в которых встречается значительное количество орфограмм,
определенных программой для изучения в данный период, а структура предложений позволяет
проверить соблюдение изученных правил пунктуации.
При подготовке к диктанту учитель составляет подробный перечень имеющихся в тексте
орфограмм, выписывает все слова на каждую орфограмму, это позволяет провести
классификацию ошибок при проверке диктанта. Если в тексте диктанта встречаются
орфограммы, которые не изучались к моменту проведения диктанта, учитель четко
проговаривает написание слов с этими орфограммами или выписывает эти слова на доске, чтобы
во время диктанта школьники использовали эту запись как опору при написании данных слов.

Федеральная рабочая программа устанавливает требования к объему текстов диктантов в ходе
оценочных процедур:
Класс

Объем текста диктанта

Конец 1 класса

Писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения из 3–5 слов, тексты объемом не более 20 слов,
правописание которых не расходится с произношением

Конец 2 класса

Писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объемом не более 45 слов с учетом изученных
правил правописания

Конец 3 класса

Писать под диктовку тексты объемом не более 65 слов с учетом
изученных правил правописания

Конец 4 класса

Писать под диктовку тексты объемом не более 80 слов с учетом
изученных правил правописания

Из общепринятых критериев используются два: правильность и полнота. При проверке
диктанта учитель исправляет все ошибки и искажения графического облика слов, но при
оценивании учитываются только орфографические и пунктуационные ошибки, связанные с
применением изученных правил, а также ошибки в тех словарных словах, с которыми на уроках
проводилась специальная работа. Ошибки на неизученные орфограммы при выставлении
отметки не учитываются.
При подсчете количества ошибок целесообразно использовать подход, связанный с учетом
повторяемости и однотипности ошибок. Повторяющейся считается ошибка, допущенная в слове,
используемом в тексте неоднократно, или ошибка в написании корня однокоренных слов,
встретившихся в диктанте. Все повторяющиеся ошибки учитываются как одна ошибка.
Однотипными считаются ошибки, связанные с применением правила, не требующего
анализа семантики слов. Например, однотипными являются ошибки в падежных окончаниях
имен существительных одного и того же склонения, так как выбор написания определяется
умением применять соответствующее правило. Три первые однотипные ошибки учитываются
как одна, каждая следующая ошибка считается самостоятельной. При этом ошибки, допущенные
в разных словах с безударной проверяемой гласной в корне слова, с проверяемой согласной в
корне слова, не считаются однотипными, поскольку при определении написания каждого из слов
с этими орфограммами обучающимся необходимо провести его семантический анализ с целью
подбора проверочного однокоренного слова или проверочной словоформы.
Отметка «5» за диктант ставится, если текст записан правильно и в полном объеме, при
этом, исходя из заявленного выше подхода, при котором процент правильно выполненной
работы на высшую отметку должен быть не менее 90%, может присутствовать один недочет или
одно искажение графического облика слова.
На выставление отметок «4», «3» и «2» влияет количество ошибок и искажений
графического облика слов.
Традиционный подход к количеству ошибок при выставлении отметок за контрольный
диктант следующий:
отметка «5» – в диктанте нет ошибок;
отметка «4» – в диктанте допущены 1–2 ошибки;
отметка «3» – в диктанте допущено от 3 до 5 ошибок;

отметка «2» – в диктанте допущено более 5 ошибок.
Если в контрольном диктанте допущено более пяти сделанных самим обучающимся
исправлений написания, оценка снижается на балл, при наличии более двух исправлений
неправильного написания на правильное отличная оценка не выставляется. Это требование не
распространяется на обучающие и текущие диктанты, при оценивании которых не учитывается
количество исправлений.
Если после диктанта были предложены грамматические задания, они оцениваются
отдельной отметкой.
Отметка «5» за грамматические задания ставится, если все задания выполнены правильно.
Отметка «4» за грамматические задания ставится, если не выполнена или выполнена
неправильно одна четверть заданий, при этом три четверти заданий выполнены правильно.
Отметка «3» за грамматические задания ставится, если не выполнена или выполнена
неправильно половина заданий, половина заданий выполнена правильно.
Отметка «2» за грамматические задания ставится, если более половины заданий не
выполнено или выполнено неправильно.
Еще одним видом диктанта является словарный диктант. Объектом контроля при
проведении этих диктантов является написание слов с непроверяемыми орфограммами,
перечень этих слов присутствует в учебниках. Рекомендуемый объем словарного диктанта:

Класс

Объем словарного диктанта

1 класс

3 слова

2 класс

5–6 слов

3 класс

7–9 слов

4 класс

10–12 слов

Традиционный подход к количеству ошибок при выставлении отметок за словарный
диктант:
отметка «5» – нет ошибок;
отметка «4» – допущена 1 ошибка;
отметка «3» – допущено 2 ошибки;
отметка «2» – допущено более 2 ошибок.
Однако при значительных объемах словарных диктантов с учетом общего критерия
правильность (от 90% от общего объема) данный подход может быть смягчен.
Проверочная тестовая работа. Данный вид работ целесообразно использовать при
проверке усвоения системы языка. Работа должна содержать разные типы заданий: задания с
выбором одного ответа из нескольких предложенных, задания с множественным выбором
(выбором нескольких ответов из предложенных), задания с кратким ответом (необходимо
записать слово, часть предложения, одно предложение), задания с развернутым ответом (от 1–2
предложений до небольшого текста). Количество заданий в работе зависит от класса, от вида
включенных заданий (например, выполнение задания с выбором ответа обычно требует около
минуты, а задания с развернутым ответом от 4 до 10 минут, следовательно, нельзя без учета типов
заданий говорить о точном количестве заданий).
Оценивание данного вида работы проходит в два этапа: сначала оценивается каждое
задание, при этом в зависимости от типа задания используются целесообразные критерии.

Например, при оценивании заданий с выбором одного правильного ответа применяется только
критерий правильность, при оценивании заданий с множественным выбором применяются
критерии правильность и полнота, при оценивании заданий с развернутым ответом в
зависимости от содержания задания может быть применен критерий логичность.
После оценивания в соответствии с заданными критериями в баллах каждого задания,
включенного в работу, подсчитывается общий балл за выполнение всей работы. При этом
используются критерии правильность и полнота выполнения работы. В тестовую проверочную
работу целесообразно включать как базовые задания, так и задания повышенного уровня
сложности. Образовательная организация самостоятельно принимает решение о том, сколько
отметок выставляется за работу. Возможный вариант: выставляется обязательная отметка за
базовые задания и дополнительная отметка («5» или «4») за выполнение заданий
повышенного уровня сложности.
Подход к выставлению отметки за базовые задания:
отметка «5» – 90–100% от максимального балла за выполнение базовых заданий;
отметка «4» – 75–89% от максимального балла за выполнение базовых заданий;
отметка «3» – 50–74% от максимального балла за выполнение базовых заданий;
отметка «2» – менее 50% от максимального балла за выполнение базовых заданий.
Подход к выставлению отметки за задания повышенного уровня:
отметка «5» – 75–100% от максимального балла за выполнение заданий повышенного
уровня;
отметка «4» – 50–74% от максимального балла за выполнение заданий повышенного
уровня.
Основные устные работы по русскому языку
Устный ответ на уроке. Развернутый устный ответ ученика должен представлять собой
связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение
правильно использовать термины и понятия.
При оценке устного ответа применяются общие критерии:
правильность – соответствие ответа поставленному вопросу, верный отбор и понимание
материала, корректное применение терминов; раскрытие вопроса без содержательных ошибок,
корректное речевое оформление;
полнота – достаточное (или более глубокое) раскрытие содержания, адекватное
предложенному вопросу;
логичность – отсутствие нарушений в последовательности изложения материала,
связности изложения, отсутствие пропусков важных частей в тексте ответа; наличие
обоснования высказываемых суждений (при необходимости).
Отметка «5» за устный ответ ставится, если в нем правильно изложен материал, корректно
употреблены термины, приведены не только сведения и примеры из учебника, но и собственные
языковые примеры, речевое оформление ответа соответствует нормам современного русского
литературного языка, материал излагается последовательно и логично, суждения обоснованы.
Отметка «4» за устный ответ ставится, если в нем правильно изложен материал, корректно
употреблены термины и понятия, достаточно полно раскрыто содержание вопроса, но при этом
допущены 1–2 недочета в последовательности изложения и/или речевом оформлении ответа.
Отметка «3» за устный ответ ставится, если в целом он соответствует вопросу, но при этом
обучающийся допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, не может

привести примеры; излагает материал неполно и непоследовательно и допускает ошибки в
языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» за устный ответ ставится, если ответ указывает на незнание большей части
изучаемого материала, присутствуют серьезные ошибки в формулировке определений и
правил, искажающие их смысл, изложение нелогично и непоследовательно.
Отметка за устный ответ может ставиться не только за развернутый ответ, но и за сумму
ответов, данных учеником на протяжении урока.
За оригинальность устного ответа, проявляющуюся в привлечении дополнительного
материала, интересное языковое оформление ответа, в высказывании собственного отношения
к обсуждаемой проблеме, может быть поставлена дополнительная отметка «5».
Устный пересказ текста. Данный вид работы способствует развитию речи обучающихся.
Применяются такие критерии:
правильность – передача содержания исходного текста без искажений и пропусков, без
фактических ошибок, использование речевых оборотов исходного текста; корректное речевое
оформление ответа;
полнота – передача всех микротем исходного текста;
логичность – последовательность изложения, отсутствие необоснованных перестановок
фрагментов исходного текста.
Отметка «5» за устный пересказ текста ставится, если он правильно и полно передает
исходный текст; фактические ошибки отсутствуют; речевое оформление в соответствии с
нормами литературного русского языка, слова употреблены в правильном значении, речевых
ошибок нет; переданы все микротемы исходного текста; содержание излагается логично и
последовательно.
Отметка «4» за устный пересказ текста ставится, если содержание исходного текста
передано правильно, но при этом присутствуют единичные фактические неточности; речевое
оформление в соответствии с нормами, но допущено 1–2 речевых недочета, имеются
незначительные нарушения последовательности или обучающемуся во время устного пересказа
потребовались 1–2 наводящих, уточняющих вопроса.
Отметка «3» за устный пересказ текста ставится, если допущен пропуск важного
смыслового звена; зафиксированы проблемы с речевым оформлением: некоторые слова
употреблены в неправильное значении, синтаксические конструкции однотипны; допущены
отдельные нарушения логичности изложения.
Отметка «2» за устный пересказ текста ставится, если допущен пропуск нескольких
смысловых звеньев, много фактических неточностей; допущено много речевых ошибок, много
слов употреблено в неправильном значении; отсутствует связь между предложениями; нарушена
последовательность изложения.

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Основные письменные работы по литературному чтению
Письменный ответ на вопрос, небольшое письменное высказывание на заданную
тему.
Оценивание данного вида письменной работы идет по представленным общим критериям:
правильность – соответствие теме и задаче, точность привлеченного фактического
материала, адекватное использование терминов; корректность речевого оформления;
полнота – достаточность и аргументированность ответа;

логичность – последовательность изложения, наличие обобщений и выводов.
Отметка «5» за письменный ответ ставится, если содержание ответа полностью
соответствует теме и поставленной задаче, отсутствуют фактические ошибки;
речевое
оформление ответа характеризуется точностью и выразительностью; ответ отличается
полнотой
и
аргументированностью;
смысловой
цельностью,
логичностью
и
последовательностью.
Отметка «4» за письменный ответ ставится, если содержание ответа соответствует теме и
поставленной задаче, но допущены единичные фактические неточности; ответ достаточно
полный, но неаргументированный; характеризуется смысловой цельностью, логичностью.
Отметка «3» за письменный ответ ставится, если допущены существенные отклонения от
темы и задания; ответ неполный и/или недостаточно аргументированный; присутствуют
отдельные нарушения последовательности и логики изложения, допущены речевые ошибки.
Отметка «2» за письменный ответ ставится, если он не соответствует теме и заданию;
допущено много фактических неточностей и речевых ошибок; нарушена последовательность и
логика изложения.
Проверочная тестовая работа. Проверочная работа в тестовой форме разрабатывается на
основе изученных произведений и позволяет оценить уровень усвоения учебного материала,
сформированность читательской деятельности, умений работы с текстом и книгой. При этом
необходимо учитывать, что при определении общего количества оценочных работ в течение
учебного года существует требование об ограничении объема таких процедур: не более 10%
времени от учебного времени в год.
В проверочной тестовой работе используются разные типы заданий: задания с выбором
одного ответа из нескольких предложенных, задания с множественным выбором (выбором
нескольких ответов из предложенных), задания с кратким ответом (необходимо записать слово,
часть предложения, одно предложение), задания на установление соответствия, поиск ошибок,
задания с развернутым ответом (от 1–2 предложений до небольшого текста) и др. Количество
заданий в проверочной тестовой работе зависит от класса, от специфики объектов оценивания,
от типа включенных заданий (например, время выполнения задания с выбором ответа отличается
от времени, затраченного на выполнение задания с развернутым ответом), но не должно
превышать время выполнения на одном уроке.
При составлении работы также учитываются наличие заданий базового и повышенного
уровня трудностей. Такой подход при составлении письменной проверочной работы позволит
оценить не только сформированность базовых предметных результатов, но и готовность
обучающегося использовать умения в нестандартных ситуациях.
Оценивание проверочной тестовой работы проводится в два этапа: сначала оценивается
каждое задание, при этом в зависимости от типа задания используются критерии правильность,
полнота, логичность. Например, при оценивании заданий с выбором одного правильного ответа
применяется только критерий правильность, при оценивании заданий с множественным выбором
применяются критерии правильность и полнота, а при оценивании заданий с развернутым
ответом, в зависимости от содержания задания, к критериям правильность и полнота
дополнительно применяется критерий логичность.
После оценивания в соответствии с заданными критериями в баллах каждого задания,
включенного в работу, подсчитывается общий балл за выполнение всей работы.
Образовательная организация самостоятельно принимает решение о том, сколько отметок
выставляется за работу. Возможный вариант оценивания: выставляется обязательная отметка за

базовые задания и дополнительная отметка («5» или «4», «4» – по усмотрению
обучающегося) за выполнение заданий повышенного уровня сложности.
Подход к выставлению отметки за базовые задания:
отметка «5» – 90–100% от максимального балла за выполнение базовых заданий;
отметка «4» – 75–89% от максимального балла за выполнение базовых заданий;
отметка «3» – 50–74% от максимального балла за выполнение базовых заданий;
отметка «2» – менее 50% от максимального балла за выполнение базовых заданий.
При выставлении отметки за выполнение заданий повышенного уровня целесообразно
использовать следующий подход:
отметка «5» – 75–100% от максимального балла за выполнение заданий повышенного
уровня;
отметка «4» – 50–74% от максимального балла за выполнение заданий повышенного
уровня.
Основные устные работы по литературному чтению
Навыки коммуникативной деятельности планируемых результатов отражают умения
строить монологическое высказывание, участие обучающихся в обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения.
Устный ответ. Развернутый устный ответ ученика должен представлять собой связное,
логически последовательное сообщение на заданный вопрос или тему, показывать умение
отвечающего использовать изученные литературоведческие понятия, аргументированно строить
ответ. Данные объекты коммуникативной деятельности имеют определенные особенности,
связанные со спецификой бытования устной речи, поэтому, безусловно, важен подход к
оцениванию таких ответов. Основными показателями здесь выступают:
правильность – соответствие ответа поставленному вопросу, верный отбор и понимание
материала, корректное применение терминов; раскрытие вопроса без содержательных ошибок,
корректное речевое оформление;
полнота – достаточное раскрытие содержания, адекватное предложенному вопросу;
логичность – отсутствие нарушений в последовательности изложения материала, связности
изложения, отсутствие пропусков важных частей в тексте ответа; наличие обоснования
высказываемых суждений (при необходимости).
Дополнительным критерием при оценке устного ответа может выступать критерий
оригинальность, который выражается в привлечении дополнительного материала, интересных
примеров из художественных произведений при формулировании собственного ответа. В этом
случае за оригинальность устного ответа, может быть поставлена дополнительная отметка «5».
Отметка «5» за устный ответ ставится, если в нем правильно изложен материал, корректно
употреблены изученные понятия, приведены не только примеры из изученных произведений, но
и собственные языковые и речевые варианты, материал излагается последовательно и логично,
суждения обоснованы, речевое оформление ответа соответствует нормам современного русского
литературного языка.
Отметка «4» за устный ответ ставится, если в нем правильно изложен материал, корректно
употреблены изученные термины и понятия, достаточно полно раскрыто содержание вопроса, но
при этом допущены 1–2 ошибки в последовательности изложения и/или речевом оформлении
ответа.
Отметка «3» за устный ответ ставится, если в целом он соответствует вопросу, но при этом
обучающийся допускает неточности в использовании терминов и понятий, не может привести

примеры; излагает материал неполно и непоследовательно, допускает ошибки в речевом
оформлении излагаемого.
Отметка «2» за устный ответ ставится, если ответ указывает на незнание большей части
изучаемого материала, допущены серьезные ошибки в использовании изученных терминов и
понятий, искажается их смысл, изложение нелогично и непоследовательно.
Отметка за устный ответ может ставиться не только за развернутый ответ, но и за сумму
ответов, данных учеником на протяжении урока.
Устный пересказ текста. Пересказ, под которым понимается связная и последовательная
передача содержания текста, является одним из видов текущего оценивания в начальной школе.
В соответствии с федеральной рабочей программой по учебному предмету «Литературное
чтение» выделяются следующие виды пересказов:
в 1 классе – пересказ с использованием предложенных ключевых слов, вопросов, рисунков,
по предложенному плану;
во 2 классе – пересказ подробный, выборочный, от лица героя;
в 3 классе – пересказ сжатый (краткий), с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
в 4 классе – пересказ подробный, выборочный, сжатый (краткий), от лица героя, с
изменением лица рассказчика, от третьего лица.
Таким образом, в процессе обучения обучающиеся осваивают следующие виды пересказов:
подробный, предполагающий полную
передачу
содержания текста
при
максимальной его детализации;
сжатый (краткий), раскрывающий содержание основных микротем; выборочный,
основанный на передаче содержания отдельного эпизода
или сюжетной линии;
творческий, характеризующийся изменениями или дополнениями текста.
Обратим внимание, что в рамках текущего оценивания важно учитывать специфику того
или иного пересказа и использовать соответствующие критерии: правильность – передача
содержания исходного текста с учетом учебной задачи (вида пересказа), без фактических
ошибок, использование речевых
оборотов исходного текста; корректное речевое оформление ответа;
полнота – передача основных микротем исходного текста;
логичность – последовательность изложения, отсутствие необоснованных перестановок
фрагментов исходного текста.
При этом при оценивании творческого пересказа к критериям правильность, полнота,
логичность дополнительно может применяться критерий оригинальность.
Отметка «5» за устный пересказ текста ставится, если в ответе правильно и с учетом
учебной задачи передается исходный текст; фактические ошибки отсутствуют; речевое
оформление соответствует нормам литературного русского языка; содержание излагается
логично и последовательно.
Отметка «4» за устный пересказ текста ставится, если содержание исходного текста
передано правильно, с учетом учебной задачи (вида пересказа), но при этом отмечаются
единичные фактические неточности; допущены 1–2 речевые ошибки, имеются незначительные
нарушения последовательности, при которых обучающемуся потребовались 1–2 наводящих,
уточняющих вопроса.
Отметка «3» за устный пересказ текста ставится, если допущен пропуск отдельных
смысловых звеньев (микротем); зафиксированы проблемы с речевым оформлением, допущены

3–5 речевых ошибок, имеются отдельные нарушения последовательности, при которых
обучающийся испытывает трудности при ответе на наводящие, уточняющие вопросы.
Отметка «2» за устный пересказ текста ставится, если допущен пропуск нескольких
смысловых звеньев (микротем), много фактических неточностей; нарушена последовательность
изложения; речевые ошибки частотны; отсутствует (нарушена) связь между предложениями.
Выразительное чтение, в том числе чтение наизусть, художественного произведения (или
его отрывка). Выразительное чтение является одной из форм текущего оценивания в начальной
школе, при этом необходимо принимать во внимание сложность этой учебной задачи для
младших школьников. Исходя из этого, выразительность чтения во всех классах начальной
школы проверяется только на основе специально подготовленного текста.
Важно подбирать тексты, эмоционально окрашенные, но небольшие по объему, это может
быть стихотворение, абзац или отрывок из прозаического произведения. В соответствии с
учебной программой для чтения наизусть предусмотрено:
в 1 классе – не менее 2 произведений и (или) фрагментов; во 2 классе – не менее 3
произведений и (или) фрагментов; в 3 классе – не менее 4 произведений и (или) фрагментов; в 4
классе – не менее 5 произведений и (или) фрагментов.
При оценивании выразительного
чтенияучитель
руководствуется
следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
правильность воспроизведения текста с соблюдением норм произношения, расстановки
логических ударений и пауз;
соответствие интонационного рисунка и темпа чтения настроению (содержанию)
произведения;
владение средствами выражения эмоционально-образного настроения, соответствующего
произведению.
Отметка «5» ставится, если обучающийся точно, выразительно и эмоционально читает
произведение или отрывок, умеет передать понимание читаемого произведения посредством
интонации, пауз, логических ударений, а при чтении наизусть, кроме того, обнаруживает твердое
знание текста произведения.
Отметка «4» ставится, если обучающийся точно и выразительно читает произведение или
отрывок, но допускает 1–2 ошибки в произношении слов, логическом ударении, интонация в
отдельных случаях не соответствует содержанию и эмоциональной окраске произведения. При
чтении наизусть допущены 2–3 перестановки слов или обнаружилось недостаточно твердое
запоминание текста произведения.
Отметка «3» ставится, если обучающийся в основном правильно и достаточно точно и
выразительно читает текст, но допускает в совокупности 3–5 ошибок в произношении слов, в
логических ударениях и интонации. При чтении наизусть обучающийся забыл отдельные части
текста, но припомнил их с помощью учителя или других учеников.
Отметка «2» ставится в том случае, если обучающийся читает невыразительно, при чтении
наизусть обнаруживает слабое знание текста и не вспоминает его даже с дополнительной
помощью учителя или обучающихся.

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «МАТЕМАТИКА»
Основные оценочные процедуры для оценивания математических
достижений младших школьников
Для текущего оценивания используется обычно проверочная тестовая работа. Этот вид
работ для оценивания достижений обучающихся целесообразно использовать по завершении
изучения тем, 1–2 раза за четверть.
Вариант оценивания: выставляется обязательная отметка за задания базового уровня
трудности и дополнительная отметка («5», «4»; «4» – по усмотрению обучающегося) за
выполнение заданий повышенного уровня трудности.
Подход к выставлению отметки за задания базового уровня трудности:
отметка «5» – 90–100% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня
трудности;
отметка «4» –75–89% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня
трудности;
отметка «3» – 50–74% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня
трудности;
отметка «2» – менее 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня
трудности.
В рассмотренном случае подход к выставлению отметки за задания повышенного уровня
трудности может быть таким:
отметка «5» – 75–100% от максимального балла за выполнение заданий повышенного
уровня трудности;
отметка «4» – 50–74% от максимального балла за выполнение заданий повышенного
уровня трудности.
Устные ответы
Устный ответ. Развернутый устный ответ ученика представляет собой логически
выстроенное решение математического задания или сообщение на заданную тему, показывает
умение обучающегося пользоваться математической терминологией, приводить примеры, делать
выводы.
При выполнении задания применяются общие критерии:
правильность – соответствие решения и ответа (или текста выступления) поставленной
учебной задаче; верный отбор и интерпретация изученной информации; корректное применение
терминов и понятий; решение, раскрытие вопроса без содержательных ошибок;
полнота – достаточное (или более глубокое, например, нестандартное решение) раскрытие
содержания, адекватное предложенному вопросу; возможность слушателю понять
ориентированность обучающегося в изучаемой или изученной теме (вопросе, математической
проблеме);
логичность – отсутствие нарушений в последовательности изложения материала,
решении; связность и завершенность устного ответа или решения, отсутствие пропусков важных
частей в тексте ответа или решения; наличие обоснования высказываемых суждений (например,
объяснение выбора действия при решении текстовой задачи);
При оценивании творческих заданий и заданий повышенного уровня может применятся
дополнительный критерий: оригинальность – отражение в устном ответе или в решении

отношения к объекту ответа; выразительность математической речи, нестандартное решение или
оформление, интересные примеры.
Представленные критерии могут быть использованы для выставления отметки за устный
ответ.
Отметка «5» за устный ответ ставится, если в нем правильно изложен материал, корректно
использованы термины, обозначения. В решении или тексте ответа приведены не только
сведения, способ решения или примеры из учебника (объяснения учителя), но и собственные,
иллюстрирующие готовность самостоятельно применять изученное. Материал излагается
логично, выбор хода и средств решения обоснованы. Допустимы одна-две неточности (например,
неправильно названо свойство сложения при вычислении, не записано наименование при
решении задачи), скорректированные обучающимся по замечанию педагога.
Отметка «4» за устный ответ ставится, если в нем правильно изложен материал, получен
верный ответ, но допущена ошибка (например, вычислительная) на одном из этапов решения
или есть нарушения в последовательности изложения/решения, некорректно использован
термин. В случае указания на ошибку обучающийся способен исправить ее и довести решение
до конца.
Отметка «3» за устный ответ ставится, если в целом он соответствует вопросу, идея
решения верная, но при этом обучающийся допускает ошибку/ошибки в рассуждениях,
вычислениях или применении алгоритма, не может объяснить выбор или ход выполнения
действия, затрудняется в использовании терминологии. В случае указания на ошибку или
нарушение последовательности решения обучающийся не готов исправить ее и прийти к верному
ответу без помощи извне.
Отметка «2» за устный ответ ставится, если ответ указывает на незнание большей части
изучаемого материала. При ответе допущены логические ошибки в рассуждениях, неверно
выполнены вычисления, математическая терминология не использована или использована
некорректно.
Отметка за устный ответ может ставиться не только за развернутый ответ или решение у
доски, но и за сумму ответов, данных учеником на протяжении целого урока.

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Приоритетными целями текущего оценивания результатов изучения младшими
школьниками «Окружающего мира» являются следующие:
1.
Оперативная проверка осознанного восприятия и понимания информации,
представленной в конкретном разделе (теме) программы обучения.
2.
Оценивание динамики становления предметных знаний о природе, социальном
мире, осознанное применение терминов и понятий при решении учебных задач.
3.
Способность обучающегося понимать и оперировать универсальными учебными
действиями – познавательными, коммуникативными и регулятивными.
4.
Оценка умения использовать полученные знания при решении учебных и
практических (жизненных) задач.
5.
Установление трудностей при изучении «Окружающего мира», определение причин
их возникновения.
Особенности оценивания устных ответов
Развитие диалогической и монологической речи – очень актуальная задача для начальной
школы. Уровень речи младшего школьника во многом определяет успешность его социализации.

В процессе коллективного учебного диалога обсуждения поставленной учебной проблемы дети
учатся слушать друг друга, дополнять и исправлять суждения участников, высказывать свою
точку зрения. Это помогает младшему школьнику понять, что такое учебный коллектив, стать
полноценной его частью, а также формирует готовность к более сложной коммуникативной
деятельности в основной школе. Восприятие ответа обучающегося на поставленный вопрос,
развернутого суждения-монолога
развивает монологическую речь и слушателя-оппонента. Все это создает условия для
успешного освоения планируемых результатов изучения окружающего мира.
К устным проверочным работам с учетом специфики содержания данного учебного
предмета относятся:
а) индивидуальный развернутый ответ на поставленную учебную задачу (так называемый
«ответ у доски»);
б) коллективный учебный диалог.
Формы индивидуального устного опроса разнообразны. Это: ответ на
вопрос,
поставленный учителем; обоснование выбора ответа из предложенных; работа со схемой;
нахождение ошибки в рисунке и др. Индивидуальный развернутый ответ используется также как
проверка выполнения домашнего задания, например, чтения, обсуждения, пересказа текста.
Таким образом, объектами оценки являются знания существенных характеристик природных и
социальных явлений, раскрытые в учебном тексте, объяснении учителя или в иллюстрациях.
Например, обучающемуся демонстрируется рисунок, предлагается дать ему название и
прокомментировать его. Цель задания – установить, овладел ли ученик одним из главных
признаков природного сообщества – пищевыми связями между природными объектами.
Целесообразно дифференцировать индивидуальные задания в зависимости от успешности
ученика. Например, дети изучили две природные зоны – тайгу и зону смешанных лесов. Ученик
с низкой успеваемостью получает задание рассказать, что говорится в тексте учебника о тайге
как природной зоне («Расскажи, что тебе запомнилось, что особенно понравилось в тексте о
тайге?»). Успешный ученик получает более сложное задание. Например, сравни зоны тайги и
смешанных лесов. Что их объединяет? Чем они различаются? Про какую из них можно
рассказать, используя слова «непроходимый», «хмурый», а какую зону можно описать как
«прозрачную», «красивую», «радостную»?
Учитель использует дифференцированно и критерии оценки развернутых устных ответов.
Обязательными критериями являются правильность и полнота ответа. Полный правильный ответ
оценивается на «отлично». Одна-две фактические ошибки снижают оценку на балл. Три ошибки
определяют отметку «удовлетворительно», а более 4 ошибок дают отметку
«неудовлетворительно». Обратим внимание учителя, что разговор идет о фактических ошибках,
касающихся раскрытия сути вопроса. Если в ответе были допущены речевые ошибки (к примеру,
неправильное ударение), то учитель обязательно обсудит их с учениками, но на отметке это не
отразится.
До получения задания можно напомнить ребятам, что означает полный ответ. Учитель
подчеркнет, что нужно рассказать подробно, объяснить, раскрыть, постараться доказать,
привести примеры. Набор слов-рекомендаций поможет отвечающему дать полный ответ. Такой
подход не следует считать подсказкой. В процессе обучения напоминание является актуальным
приемом формирования осознанного принятия термина или понятия.
Полнота оценивается не только по объему устного текста, но и по содержанию –
помогает ли рассуждение раскрытию главной мысли ответа, не произошла ли подмена

объяснения излишней не принципиальной детализацией. Если в целом ученик ответил на
заданный вопрос, но какие-то положения дал слишком кратко, можно задать ему
дополнительные вопросы или привлечь для ответа других детей.
При оценивании полноты целесообразно учитывать индивидуальные особенности
школьника: ребенок, склонный к холерическому темпераменту, может упустить главное и
увлечься описаниями, деталями, а флегматичная личность расскажет кратко, но толково и по
делу.
При оценивании развернутого устного ответа важно учитывать и логичность
высказывания. Снижение балла за нарушение логики происходит тогда, когда оно ведет к
фактическим ошибкам. Например, второклассник рассказывает о сезонных изменениях осенью
и нарушает последовательность развития природных явлений в разные ее периоды: «Золотая
осень – первый, самый красивый период этого времени года: теплые дни, много цветов в
цветниках, на полях собирают урожай… А в конце этого периода бывает снег… А потом снег
выпадает, когда наступает конец осени - зазимок».
Важным критерием оценки индивидуального ответа является оригинальность
высказывания. Это качество ученика проявляется особенно часто, когда он передает свое
отношение к обсуждаемой проблеме, касается своего личного жизненного опыта, приводит
пример конкретного реального поступка из дополнительно прочитанного произведения
(просмотренного кинофильма) или жизни своей семьи. Такие ответы обучающегося заслуживают
отдельной отметки.
Очень важно оценивать активное участие обучающихся в коллективном учебном диалоге.
При такой форме оценивания обычно проверяется усвоение и понимание информации на уровне
краткосрочной памяти. В этом случае коллективный диалог планируется как структурный
элемент урока, на котором дети получали информацию в процессе объяснения учителя или
чтения вслух статьи учебника. Если кто-то из участников проявляет особую активность и
несколько раз высказывает обоснованные суждения, то он может получить персональную
отметку в качестве оценки результата его учебной деятельности. Но чаще учитель использует
систему накопительной оценки, то есть выставляет отметку на основании участия обучающегося
в нескольких учебных диалогах.
Несмотря на содержание заданий, учитель обязательно поставит перед устным опросом
мотив контрольно-оценочной деятельности. Этот прием обязателен, так как понимание
учениками цели опроса повышает его успешность. К примеру: «Представим себе, что наши
подшефные дошкольники спросили: «Что такое «Красная книга? Почему она красная? Как вы
ответите на вопрос дошкольников?». Или: «Мы закончили изучение темы «Древняя Русь». Какие
знания вы приобрели? Что осталось не понятым? Какие чувства вызвали у вас рассказы о
героических страницах истории Древней Руси? Предлагаю провести на эту тему коллективный
диалог».
Письменные проверочные работы
Письменные формы проверочных работ на уроках «Окружающего мира» используются
достаточно часто. Среди них:
ситуативные проверочные работы по небольшой теме, не требующие развернутого ответа
и большой затраты времени; одна из форм предъявления такой работы – тестовые задания (время
проведения до 15 минут);
проверочные работы на основе моделирования – задания с разными моделями (план, карта,
схема, диаграмма, компас, термометр);

проверочные работы по большой теме или разделу программы, требующие развернутого
ответа, объяснения и рассуждения (время проведения 25–35 минут).
Главным критерием оценки письменной работы является правильность, то есть отсутствие
фактических ошибок. Учитель использует общий подход: отсутствие ошибок дает отметку
«отлично», 1–2 фактические ошибки снижают отметку на один балл; большее число ошибок
определяет либо
«удовлетворительную», либо «неудовлетворительную» отметку. Выше уже отмечалось,
что ошибки, не связанные с ответом на поставленный вопрос (к примеру, ошибки по русскому
языку) при оценке результатов изучения предмета «Окружающий мир» не учитываются.
Целесообразно в этом случае подчеркнуть места, где допущены грамматические или
пунктуационные ошибки, и ученик сам их исправит.
Критерий полнота и оригинальность используются в основном при оценке работ, которые
требуют развернутого ответа – рассуждения, приведения доказательств. Учителю предлагается
сравнить примеры заданий для обучающихся третьего класса и определить, какое из них не
требует применения критерия полноты.
При оценке проверочных работ, требующих развернутого ответа, объяснения и
рассуждения, а также интегрирующих оценку предметных и метапредметных результатов
обучения, обязательно учитывается критерий – логичность. Этот критерий определяет
возможность оценить способность обучающегося увидеть связи и зависимости, присущие
данным объектам окружающего мира, например, временные, последовательные, причинноследственные связи. Для познания природы, социального мира важен не только объем
информации, главное – осознание особенностей взаимодействия между явлениями, объектами,
предметами. К примеру, логичность используется как критерий при работе со схемами,
диаграммами, планами и другими моделями.
При оценке заданий, выполнение которых опирается на воображение, фантазию,
целесообразно использовать критерий оригинальность. Использование форм оценивания,
которые требуют опоры на фантазию, на воображение, обязательны для всех обучающихся. Это
дает возможность неуспешным детям пробовать ставить себя в воображаемую ситуацию,
представлять себя героем давно прошедших времен, а учителю понять причину того, что и
почему у ребенка не получается.
При переводе оценки по указанным критериям в балльную (отметку), учитель использует
рекомендации, указанные выше.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».