УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ лицей № 159
_____________Ю.В. Аничкина
Приказ № 520-од от «19» сентября 2025 г.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ НА УРОВНЯХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Устная речь
Устный ответ.
Развернутый устный ответ обучающегося должен представлять собой связное,
логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать
умение
1
обучающегося применять определения, правила в конкретных случаях .
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими основными
критериями:
1) правильность и полнота ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5»
Обучающийся правильно и полно излагает изученный материал, дает
правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание
материала, может обосновать свои суждения, применить знания
на практике, привести не только представленные в учебнике, но
и самостоятельно составленные примеры; излагает материал
последовательно и правильно с точки зрения норм современного русского
литературного языка
Отметка «4»
Обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что
и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки в содержании ответа и 1–
2 ошибки в последовательности и языковом оформлении излагаемого
Отметка «3»
Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но излагает материал неполно и допускает ошибки
в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно
глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои
примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки
в языковом оформлении излагаемого
1
Отметка «2»
Обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно
и неуверенно излагает материал. Отметка «2» отмечает такие недостатки в
подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к
успешному овладению последующим материалом
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на
проверку подготовки обучающегося отводится определенное время), но и за
рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении
урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только
заслушивались
ответы
обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения
применять знания на практике.
Выразительное чтение.
Выразительное чтение является одной из форм текущего оценивания на уровне
основного общего образования.
При оценивании
выразительного
чтения
учитель
руководствуется
следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1) точность и четкость воспроизведения текста с соблюдением норм
произношения;
2) правильность расстановки логических ударений и пауз;
3) соответствие интонации и темпа чтения содержанию произведения;
4) владение средствами выражения эмоционально-образного настроения,
соответствующего произведению.
Оценивание выразительного чтения, в том числе наизусть
Отметка «5»
Текст воспроизведен без ошибок, четко, внятно, с соблюдением норм
орфоэпии, требований к технике чтения, ученик владеет умением
расставлять логические ударения, паузы, умело использует разнообразные
средства
эмоционально-образной
выразительности
исполнения
литературного произведения
Отметка «4»
Текст воспроизведен без ошибок или с 1–2 ошибками, которые ученик
исправляет сам, без подсказки; в основном соблюдает нормы орфоэпии,
выполняет требования к технике чтения, владеет умением расставлять
логические ударения, паузы, использует некоторые средства
эмоционально-образной выразительности исполнения литературного
произведения
3
Отметка «3»
Текст воспроизведен с ошибками (не более 3–5 в зависимости
от объема текста), ученику требуется подсказка учителя, допускаются
отдельные нарушения норм орфоэпии, при этом ученик в основном
соблюдает требования к технике и логике чтения, но не владеет умением
эмоционально-образной выразительности исполнения литературного
произведения
Отметка «2»
Текст воспроизведен с ошибками (более 6 в зависимости от размера
исполняемого произведения) или не воспроизводится; допускаются
многочисленные нарушения норм орфоэпии, не соблюдаются требования к
технике и логике чтения, ученик не владеет умением эмоциональнообразной выразительности исполнения литературного произведения,
читает невнятно, монотонно
Пересказ текста.
Пересказ текста является одной из форм текущего оценивания на уровне основного
общего образования. Используются следующие виды пересказа: подробный, выборочный,
краткий (сжатый), художественный (творческий).
При оценивании пересказа текста учитель руководствуется следующими основными
критериями в пределах программы данного класса:
1) Наличие ошибок в содержании: пропуск важного смыслового звена, пропуск
нескольких смысловых звеньев, «сжатие» текста, фактические искажения, нарушение
логической последовательности (перестановки).
2) Наличие ошибок в речевом оформлении.
Оценивание пересказа текста
Отметка «5»
Пересказ полностью соответствует тексту; фактические ошибки
отсутствуют; содержание излагается последовательно; допускается 1
(одна) ошибка в речевом оформлении
Отметка «4»
Пересказ в основном соответствует тексту (имеются незначительные
отклонения от текста); содержание в основном достоверно, но имеются
единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей; допускаются 2–3 ошибки в
речевом оформлении
Отметка «3»
В пересказе допущены существенные отклонения от текста; имеются
незначительные фактические неточности; допущены отдельные
нарушения последовательности изложения; допускаются 4–5 ошибок в
речевом оформлении
4
Отметка «2»
Пересказ не соответствует тексту; допущено много фактических
неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей во всех
частях, отсутствует связь между ними; допущено более 5 (пяти) ошибок в
речевом оформлении
Доклад.
Предлагается
система
оценивания
доклада
на
основе
комплексного
подхода: учитывается содержание и речевое оформление текста доклада.
Примерные критерии оценки доклада
Отметка «5»
Отметка «4»
Отметка «3»
Отметка «2»
Текст доклада соответствует заявленной теме. Информация изложена
полно, логично и последовательно, выводы аргументированы. Ученик
показывает свободное владение монологической литературной речью.
Фактические ошибки отсутствуют
Текст доклада соответствует заявленной теме. Информация изложена
логично и последовательно,
но использованная информация не обладает достаточной полнотой
для раскрытия темы,
и/или
выводы недостаточно аргументированы.
Ученик показывает в целом свободное владение монологической
литературной речью, допускает 1–4 ошибки в речевом оформлении
высказывания. Фактические ошибки отсутствуют
Текст доклада соответствует заявленной теме. Информация изложена
неполно,
и/или
есть 1 – 2 ошибки в логике и последовательности изложения,
и/или
выводы недостаточно аргументированы.
Ученик показывает в целом свободное владение монологической
литературной речью, допускает 5–6 ошибок в речевом оформлении
высказывания. В докладе допущены 1–2 фактические ошибки
Текст доклада не соответствует заявленной теме и/или использованная
информация не позволяет ее раскрыть.
Есть 3 – 4 ошибки в логике и последовательности изложения,
и/или
выводы отсутствуют;
и/или
выводы не аргументированы.
Ученик допускает более 6 ошибок в речевом оформлении высказывания.
В докладе допущено 3 фактических ошибки и более
5
Письменная речь
Письменные работы.
При оценивании письменных работ учитывается их жанр (письменный ответ на вопрос,
аннотация, отзыв, рецензия, конспект и др.) и требования федеральных рабочих программ
по учебному предмету «Русский язык (для 5–9 классов образовательных организаций»)
(далее
–
ФРП
ООО) и учебному предмету «Русский язык (для 10–11 классов
образовательных организаций») (далее – ФРП СОО) к предметным результатам для каждого
класса.
На этапе текущего оценивания в 10–11 классах целесообразно увеличить долю
предлагаемых
небольших
письменных
заданий,
связанных с комментированием
небольшого информационного текста, фрагмента текста, суждения,
словарной
статьи,
инфографики,
высказывания,
таблицы; со сравнением или сопоставлением текстов
на основе самостоятельно сформулированных оснований. Такие задания позволяют
непрерывно совершенствовать у старшеклассников навыки письменной речи, роль которой
актуализируется на этапе государственной итоговой аттестации.
Оценивание письменных работ малого объема (ответ на вопрос).
Оценивание
письменных
работ
в
процедурах
внутришкольного
оценивания рекомендуется осуществлять, учитывая следующие требования:
1) соответствие работы теме и заданию;
2) полнота и аргументированность ответа;
3) правильность фактического материала;
4) последовательность и логичность изложения, наличие обобщений и выводов;
5) речевое оформление, включающее:
– речевую грамотность (отсутствие или наличие речевых ошибок);
– практическую грамотность (отсутствие или наличие орфографических,
пунктуационных и грамматических ошибок).
При оценивании письменной работы необходимо также учитывать ее объем в
зависимости от жанра.
6
Отметка «5»
Содержание работы полностью соответствует теме, ответ отличается
полнотой и аргументированностью, логичностью и последовательностью;
отсутствуют фактические ошибки; допущено не более 1–2 речевых
ошибок; орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки
отсутствуют или допущено не более 1 (каждого вида, суммарно – не более 2)
Отметка «4»
Содержание работы в основном соответствует теме, но имеются
незначительные отклонения от темы; ответ полный, но недостаточно
аргументированный; содержание в основном достоверно, но имеются 1–2
фактические
ошибки;
имеются
незначительные
нарушения
последовательности в изложении мыслей; допущено не более 3 речевых
ошибок, не более 2 орфографических, пунктуационных, грамматических
ошибок (каждого вида, суммарно – не более 4)
Отметка «3»
В работе допущены существенные отклонения от темы; ответ неполный
и/или недостаточно аргументированный; содержание достоверно
в главном, но имеются 3–4 фактические ошибки; допущены отдельные
нарушения последовательности и логики изложения; допущено 4–5
речевых недочетов, не более 3–4 орфографических, пунктуационных,
грамматических ошибок (каждого вида, суммарно – не более 7)
Отметка «2»
Работа не соответствует теме; ответ крайне упрощенный и/или
неаргументированный; допущено более 4 (четырех) фактических ошибок;
нарушена последовательность и логика изложения мыслей, отсутствует
связь между ними; допущено более 5 речевых ошибок, более 4 (четырех)
орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок (каждого
вида, суммарно – 8 и более)
С учетом оригинальности творческой письменной работы и увеличения объема
сочинения оценка может быть повышена.
Сочинение и изложение.
Сочинение и изложение позволяют комплексно оценить достижение планируемых
результатов обучения: личностных, метапредметных, предметных, и в этом огромный
оценочный потенциал этих работ.
Сочинение является составной частью контрольных измерительных материалов при
проведении государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ) и в 11 классе (ЕГЭ).
Сочинение
проверяет
сформированность
следующих
умений:
анализировать
содержание и проблематику прочитанного текста; комментировать одну из проблем,
поставленных в исходном тексте; выражать
7
и обосновывать отношение к позиции автора текста по заявленной проблеме; формулировать
и обосновывать собственное мнение; последовательно и логично излагать
использовать в
конструкции;
речи
лексическое
оформлять
богатство
высказывание
мысли;
языка и разнообразные грамматические
в
соответствии
с
орфографическими,
пунктуационными, грамматическими правилами и речевыми нормами современного русского
литературного языка; учитывать
требования
в
процессе
письма
этическую
составляющую
и
к фактологической точности оформления высказывания. Таким образом,
сочинение позволяет оценить сформированность речевых умений и дает представление о
владении обучающимися письменной монологической речью, что немаловажно не только для
успешной учебной деятельности в дальнейшем, но и для будущих профессиональных
достижений.
Критерии
оценивания
сочинения
и
изложения,
применяемые на
государственной итоговой аттестации, можно использовать при текущем оценивании, но в
этом случае образовательная организация должна разработать систему перевода первичных
баллов
в
отметку,
скорректировать
критерии с учетом вида и объема сочинения и
изложения, указанного в федеральной рабочей программе.
В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому
языку» содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям1:
– соответствие работы ученика теме и основной мысли;
– полнота раскрытия темы;
– правильность фактического материала;
– последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
– разнообразие словаря и грамматического строя речи;
– стилевое единство и выразительность речи;
– число речевых недочетов.
8
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок –
орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценивание сочинения и изложения
Отметка «5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Высказанные суждения аргументированы, фактические ошибки
отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Допускаются 1–2 речевые ошибки.
5. Допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1
грамматическая ошибка
Отметка «4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но допущены 1–2 фактические
ошибки.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении
мыслей.
4. Допускаются 3–4 речевые ошибки.
5. Допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные
ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2
грамматические ошибки
Отметка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней допущены 3–4 фактические
ошибки.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Допускаются 5–6 речевых ошибок.
5. Допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3
орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при
отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4
пунктуационные ошибки), а также 3–4 грамматические ошибки
Отметка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях
работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Допущено 7 речевых ошибок и более.
5. Допущено 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и
9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных
ошибок, а также 5 грамматических ошибок и более
9
Сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за содержание
и речевое оформление, вторая – за грамотность (соблюдение орфографических,
пунктуационных правил и языковых норм). Обе отметки считаются отметками по русскому
языку.
Рекомендуемый объем текстов для изложения
Класс
Объем текстов
для подробного изложения
Объем текстов для сжатого,
выборочного изложения
5
Не менее 100 слов
Не менее 110 слов
6
Не менее 160 слов
Не менее 165 слов
7
Не менее 180 слов
Не менее 200 слов
8
Не менее 230 слов
Не менее 260 слов
9
Не менее 280 слов
Не менее 300 слов
10
250–300 слов
11
250–300 слов
Рекомендуемый объем сочинений
Класс
Рекомендуемый объем
классных сочинений
Рекомендуемый объем
сочинения-миниатюры
5
Не менее 70 слов
3 и более предложений
6
Не менее 100 слов
5 и более предложений
7
Не менее 150 слов
6 и более предложений
8
Не менее 200 слов
7 и более предложений
9
Не менее 250 слов
8 и более предложений или не менее
6–7
предложений
сложной
структуры,
если
этот
объем
позволяет раскрыть тему, выразить
главную мысль
10
Не менее 150 слов
(сочинения разных жанров научного,
публицистического и официальноделового стилей)
11
Не менее 150 слов
(сочинения разных жанров научного,
публицистического и официальноделового стилей)
10
Осложненное списывание текста (с нераскрытыми скобками, с пропусками
букв и знаков препинания).
Осложненное списывание
оценивается
по
трем
критериям:
соблюдение
орфографических правил, соблюдение пунктуационных правил, графическое оформление.
Если допущены графические ошибки любого вида при списывании, то отметка должна быть
понижена на 1 балл.
Критерии оценивания осложненного списывания текста (с
пропусками букв и знаков препинания)1
Соблюдение орфографических правил
Отметка
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
При оценивании учитываются только ошибки, сделанные при вставке
пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного
и дефисного написания слов
«5»
Допущено не более 2 ошибок
«4»
Допущены 3–4 ошибки
«3»
Допущено 5 и более ошибок
«2»
Соблюдение пунктуационных правил
Пунктуационных ошибок нет
«5»
Допущена 1 ошибка
«4»
Допущены 2 ошибки
«3»
Допущено более 2 ошибок
«2»
Графическое оформление
1. Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов и слов с измененным
графическим обликом).
ИЛИ
Допущено не более 3 ошибок следующего характера:
1) изменен графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы,
не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
2. Допущены 4–7 ошибок следующего характера:
1) изменен графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы,
не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
11
3. Допущено более 7 ошибок следующего характера:
1) изменен графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы,
не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
Рекомендуемый объем текста для осложненного списывания
(с нераскрытыми скобками, с пропусками букв и знаков препинания)
Класс
Рекомендуемый объем текста
5
90–100 слов
6
100–110 слов
7
110–120 слов
8
120–140 слов
9
140–160 слов
Словарный диктант.
Словарный диктант остается эффективным видом работы, предлагаемой в качестве как
текущего, так и тематического контроля для проверки орфографических навыков школьников.
В словарный диктант на этапе текущего и тематического контроля включаются слова с
орфограммами, изученными в рамках темы или ряда тем, усвоение материала которой(-ых)
является объектом проверки.
Отметка
Критерии оценивания
«5»
Ошибки в написании слов отсутствуют
«4»
Допущены 1–2 ошибки
«3»
Допущены 3–4 ошибки
«2»
Допущено 5 и более ошибок
Объем словарного диктанта
Класс
Объем словарного диктанта
5
15–20 слов
6
20–25 слов
7
25–30 слов
8
30–35 слов
9
35–40 слов
10–11
40–45 слов
12
Диктант.
Диктант остается важной формой контроля, позволяющей объективно оценить
орфографические и пунктуационные умения обучающихся.
Критерии оценивания диктанта
Отметка
Критерии оценивания
«5»
Орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют
«4»
Допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные
ошибки при отсутствии орфографических
«3»
Допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3
орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных
ошибок при отсутствии орфографических
«2»
Допущено более 4 орфографических и более 4 пунктуационных ошибок
В
комплексной
контрольной
работе,
состоящей
из
диктанта и
дополнительного задания (фонетического, лексического, орфографического), выставляются
две отметки – за каждый вид работы.
Оценивание выполнения дополнительных заданий к диктанту
Отметка
Критерии оценивания
«5»
Все задания выполнены правильно
«4»
Не выполнена или выполнена неправильно четверть заданий, три
четверти заданий выполнены правильно
«3»
Не выполнена или выполнена неправильно половина заданий, половина
заданий выполнена правильно
«2»
Более половины заданий не выполнено или выполнено неправильно
Объем и содержание контрольного диктанта
Класс
Примерный
объем текста
Допустимое общее количество проверяемых
орфограмм и пунктограмм
5
90–100 слов
12 различных орфограмм; 2–3 пунктограммы
6
100–110 слов
16 различных орфограмм; 3–4 пунктограммы
7
110–120 слов
20 различных орфограмм; 4–5 пунктограмм
8
120–140 слов
24 различные орфограммы; 10 пунктограмм
9
140–160 слов
24 различные орфограммы; 15 пунктограмм
10–11
160–170 слов
24 различные орфограммы; 15 пунктограмм
13
Основные требования к проведению и оцениванию диктанта.
Текст
прочитывается
учителем
полностью,
чтобы
обучающиеся
получили
представление о его объеме и содержании. После этого учитель приступает к диктовке.
Каждое предложение прочитывается сначала полностью, чтобы обеспечить школьникам
возможность восприятия высказывания. Затем учитель диктует предложение и предоставляет
школьникам возможность проверить запись. Если предложение представляет собой сложную
конструкцию, оно прочитывается третий раз. После записи всех предложений учитель
предлагает школьникам проверить работу и еще раз читает текст диктанта.
Орфограммы и пунктограммы, изучаемые в рамках разделов, по итогам освоения
которых проводится контрольный диктант, должны быть представлены не менее чем тремя
примерами. Текст диктанта должен быть составлен с учетом ранее изученных правил
правописания: основные из этих правил должны быть представлены 1–3 примерами. Не
допускается включение в текст контрольного диктанта слов с неизученными орфограммами,
предложений с неизученными пунктограммами.
Использованные в тексте диктанта слова, включающие трудные для запоминания
непроверяемые написания, должны быть неоднократно записаны школьниками на двух-трех
предыдущих уроках русского языка.
При проверке диктанта учитель исправляет все ошибки и искажения графического
облика слова, все пунктуационные ошибки, но при оценивании учитываются только
орфографические ошибки, связанные с применением изученных правил и допущенные в тех
словах, с которыми на уроках проводилась специальная работа, и те пунктуационные ошибки,
которые обнаруживают неумение школьников осуществлять анализ синтаксических
конструкций, являвшихся объектом анализа в процессе изучения соответствующих
тем,
включенных в федеральную рабочую программу по русскому языку. Ошибки в словах,
написание которых регулируется еще не изученными или не изучаемыми в школе правилами,
пунктуационные ошибки в синтаксических конструкциях, не являющихся предметом анализа
в школе или допускающих варианты пунктуационного оформления в предлагаемом контексте,
не учитываются. Также не учитываются искажения графического облика слова, не связанные
с орфографической грамотностью.
14
Если при проведении текстового диктанта, в том числе диктанта
«Проверяю себя», обучающимся предлагается для записи неадаптированный текст, о случаях
постановки авторских знаков (в контрольном текстовом диктанте допускается не более двух
случаев постановки таких знаков) учитель сообщает
отдельно.
В
том
случае,
если
обучающиеся все же не отразили на письме постановку авторских знаков, оценка остается
без изменений.
При подсчете количества ошибок необходимо учитывать их повторяемость и
однотипность.
Повторяющейся ошибкой
считается
ошибка,
допущенная
в
слове,
используемом в тексте неоднократно. Неправильные написания в одном слове учитываются
при подсчете как одна ошибка.
Однотипными считаются ошибки, связанные с применением правила, не требующего
анализа семантики слов. Так, однотипными являются ошибки, допущенные в падежных
окончаниях разных имен существительных, имен прилагательных, использованных в тексте;
в личных окончаниях разных глаголов; в написании букв о–е после шипящих в суффиксах и
окончаниях имен существительных и отыменных имен прилагательных, так как выбор
написания в перечисленных группах слов определяется умением применять соответствующее
правило, связанное с грамматическими или фонетическими особенностями слов. Три первые
однотипные ошибки учитываются как одна, каждая следующая ошибка считается
самостоятельной.
Ошибки, допущенные в разных словах с безударной проверяемой гласной в корне, с
проверяемой согласной в корне слова, не считаются однотипными, так как при определении
написания каждого из слов с этими орфограммами обучающимся необходимо провести его
семантический анализ с целью подбора проверочного
проверочной словоформы. Также не
ошибки,
считаются
однокоренного
однотипными
слова
или
пунктуационные
допущенные в предложениях, представляющих собой сходные конструкции,
поскольку при пунктуационном оформлении таких конструкций необходимо проводить
пунктуационный анализ каждого предложения с учетом его семантики.
Негрубыми
орфографическими
ошибками
являются
ошибки в исключениях
из правил; в выборе строчной и прописной букв в составных собственных наименованиях, в
правописании имен собственных иноязычного происхождения;
и
слитного
написания
в
выборе
раздельного
не
15
с прилагательными на -мый и страдательными причастиями настоящего времени с суффиксами
-ом-, -ем, требующем различения этих частей речи, с краткими именами
в
функции
образованных
сказуемого; в
от
выборе
слитного и
раздельного
прилагательными
написания
наречий,
существительных с предлогами, если их правописание не регулируется
правилами. Две негрубые ошибки следует учитывать как одну.
Негрубыми пунктуационными ошибками считаются пропуск одного из парных
знаков
или
одного
их
сочетающихся
знаков
препинания,
а
также
нарушение
последовательности сочетающихся пунктуационных знаков.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ
школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок
не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех
пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и
его частей.
Диктант оценивается одной отметкой.
Если в диктанте допущено более 5 исправлений написания, отметка снижается на балл,
при наличии более 2 исправлений неправильного написания на
отметка
не
выставляется.
Это
правильное
отличная
требование не распространяется на диктант «Проверь
себя», при оценивании которого не учитывается количество исправлений.
Оценивание тестовых заданий
Для текущего оценивания можно использовать дихотомическое тестовое задание (0–1
балл в случае верного выполнения), политомическое задание (0–2 балла, 0–3 балла).
Шкала перевода баллов в отметку разрабатывается в образовательной организации.
Приводим примерную шкалу перевода баллов оценивания тестовых заданий по
русскому языку в отметку:
Отметка «5»
84–100% выполнения заданий теста
Отметка «4»
66–83% выполнения заданий теста
Отметка «3»
50–65% выполнения заданий теста
Отметка «2»
менее 51% выполнения заданий теста
16
Оценивание проекта
При
оценивании
результатов
работы
обучающихся
над
проектом
необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:
1) содержательный компонент;
2) деятельностный компонент;
3) результативный компонент.
При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание
следующие критерии:
1) значимость выдвинутой проблемы;
2) новизна представляемого проекта;
3) правильность выбора используемых методов исследования;
4) глубина
раскрытия
проблемы,
использование
знаний
из
других
областей;
5) доказательность принимаемых решений;
6) наличие аргументации, выводов и заключений.
Оценивая
деятельностный
компонент,
необходимо
принимать
во внимание:
1) степень личного вклада в выполнение проекта;
2) характер
взаимодействия
участников
проекта
(при
создании
коллективного проекта).
При оценке результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:
1) качество формы предъявления и оформления проекта;
2) грамотность изложения хода исследования и его результатов;
3) содержательность
и
аргументированность
ответов
на
вопросы
оппонентов.
0 баллов
Отсутствие данного компонента в проекте
1 балл
Наличие данного компонента в проекте
2 балла
Высокий уровень представления данного компонента в проекте
17
Рекомендуемое распределение баллов при оценивании каждого компонента
Компонент
проектной
деятельности
Содержательный
Деятельностный
Результативный
Критерии оценивания
отдельных характеристик компонента
Баллы
Значимость выдвинутой проблемы и ее соответствие
изучаемой тематике
0–2
Правильность
исследования
0–2
выбора
используемых
методов
Глубина раскрытия проблемы, использование знаний
из других областей
0–2
Доказательность принимаемых решений
0–2
Наличие аргументированных выводов и заключений
0–2
Степень
индивидуального
участия
исполнителя в выполнении проекта
0–2
каждого
Характер взаимодействия участников проекта
0–2
Форма предъявления проекта и качество его
оформления
(использование
рисунков,
схем,
иллюстраций, графиков и других средств наглядной
презентации)
0–2
Грамотное изложение самого хода исследования и
интерпретация его результатов (четкость в постановке
задачи,
ясность
изложения,
убедительность
рассуждений, последовательность в аргументации,
логичность и оригинальность)
0–3
Содержательность и аргументированность ответов на
вопросы
оппонентов
(умение
отвечать на
поставленные
вопросы,
аргументировать и
отстаивать собственную точку зрения, участвовать в
дискуссии)
0–3
Новизна представляемого проекта
0–2
Максимальный балл
24
Примерная шкала перевода баллов оценивания проектов по русскому языку в
отметку (разрабатывается в образовательной организации):
отметка «5» – 19–24 балла;
отметка «4» –13–18 баллов;
отметка «3» – 7–12 баллов;
отметка «2» – 0–6 баллов.
18