УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ лицей № 159
_____________Ю.В. Аничкина
Приказ № 520-од от «19» сентября 2025 г.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ НА УРОВНЯХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Оценка устного ответа
Устный ответ может проводиться на различных этапах урока: проверки усвоения
изученного материала, освоения новых знаний, первичного закрепления. При его оценивании
отметка выставляется за:
– ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов других обучающихся,
устное изложение материала;
– участие
в
семинарах,
выполнение
на
уроках
заданий для
самостоятельной работы, работу в группах, использование различных документов
(графические, статистические источники, таблицы, диаграммы и т. д.).
При этом учитывается:
– умение использовать в ответе различные источники знаний: текст учебника, рассказ
учителя, наглядный учебный материал, материалы художественной литературы, интернетресурсов, кинофильмов и др.;
– привлечение знаний, полученных при изучении курсов истории, географии,
литературы и других учебных предметов, при ответе на вопросы по обществознанию;
– качество устной речи и логика изложения: последовательность, выделение главного,
доказательность;
Приведем нормы оценивания устных ответов обучающихся, которые рекомендуются
для осуществления текущего и тематического контроля.
Для уровня основного общего образования
Отметка «5» выставляется, если обучающийся:
– дает
развернутый
устный
ответ,
демонстрирует
теоретических знаний, изученных по теме урока или разделу;
применение
– преобразует основные положения учебных текстов по теме урока или
тематического блока, делает выводы, приводит аргументы;
1
– не допускает теоретических и фактических ошибок.
Отметка «4» выставляется, если обучающийся:
– дает
развернутый
ответ
и
допускает
незначительные
ошибки
в применении знаний;
– воспроизводит и преобразует отдельные положения учебных текстов, делает
выводы;
– не допускает фактических ошибок.
Отметка «3» выставляется, если обучающийся:
– дает неполный ответ на вопрос с помощью учителя;
– воспроизводит основные положения учебных текстов при выполнении заданий или
ответе на вопросы по теме урока или раздела;
– допускает теоретические и фактические ошибки, не искажающие смысл изученной
темы урока или тематического блока.
Отметка «2» выставляется, если обучающийся:
– не воспроизводит основные положения учебных текстов;
– допускает существенные теоретические и фактические ошибки, которые
искажающие смысл темы урока или тематического блока.
Для уровня среднего общего образования
Отметка «5» выставляется, если обучающийся:
– демонстрирует в устном развернутом ответе понимание сущности рассматриваемых
социальных явлений, закономерностей
применяет ключевые понятия;
с
опорой на теоретические знания, корректно
– умеет
устанавливать,
выявлять,
объяснять
причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
умеет выделять главные и второстепенные положения в изучаемой теме, самостоятельно
подтверждая ответ конкретными или смоделированными примерами, фактами из социальной
жизни, личного социального опыта, российской действительности;
– аргументирует выводы;
– анализирует и обобщает социальную информацию по изученной теме, преобразует
и использует положения учебника при ответе на вопрос или в изложении темы.
Отметка «4» выставляется, если обучающийся:
– демонстрирует в устном развернутом ответе понимание сущности
2
рассматриваемых
социальных
явлений,
закономерностей,
с
опорой на
теоретические знания, при этом допускает неточности при воспроизведении изученного
материала, в определении понятий, использовании научных терминов, объяснении причинноследственных, функциональных, иерархических и других связей;
– умеет выделять главные положения по изученной теме урока или раздела;
– на основании фактов и примеров из социальной жизни, личного социального опыта,
российской действительности умеет обобщать, делать выводы;
– применяет полученные знания на практике, при этом допускает незначительные
недочеты;
– использует источники социальной информации, положения учебника при ответе на
вопрос или изложении темы.
Отметка «3» выставляется, если обучающийся:
– демонстрирует в устном ответе понимание отдельных социальных явлений,
закономерностей, излагает материал фрагментарно, непоследовательно;
– приводит отдельные факты и примеры из социальной жизни, личного социального
опыта, российской действительности;
– допускает ошибки в выводах и обобщениях, приводит недостаточно
обоснованные аргументы;
– допускает
ошибки
и
неточности
в
использовании
терминологии, определениях понятий, не искажающие их смысла;
научной
– опирается на отдельные положения учебника при ответе на вопрос или в
изложении темы.
Отметка «2» выставляется, если обучающийся:
– демонстрирует в устном ответе понимание отдельных социальных явлений, излагает
материал непоследовательно с опорой на дополнительные вопросы;
– допускает ошибки в выводах и обобщениях, не приводит обоснованные аргументы;
– допускает ошибки в использовании научной терминологии, определений понятий,
искажающие их смысл.
3
Оценка письменной работы
Письменная
форма
позволяет
охватить
большой
объем учебного
материала, сосредоточить внимание на существенных вопросах в содержании учебного
предмета, проверить
глубину
знаний
за счет
увеличения
контролируемых связей между ними, провести оценку подготовки большого количества
обучающихся одновременно, более тщательно проанализировать ответы обучающихся на
основе критериев оценивания. При этом она не дает возможности взаимодействия между
обучающимися, а при необходимости дополнения или корректирования ответов.
Письменные работы включают тестовые (задания с кратким и развернутым ответом разного
уровня сложности).
Для тестовых (письменных) форм оценивания используется следующая
шкалаперевода для уровней основного общего и среднего общего образования:
отметка «5» – 80–100%;
отметка «4» – 60–79%;
отметка «3» – 50–59%;
отметка «2» – менее 50%.
Данная шкала применяется к различному набору заданий, используемых при
проведении процедур внутришкольного оценивания, и рассчитывается от общего
количества заданий. Количество заданий не может превышать времени, выделяемого
учителем на проведение текущего или тематического контроля в зависимости от содержания
и формы заданий.
4