УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ лицей № 159
_____________Ю.В. Аничкина
Приказ № 520-од от «19» сентября 2025 г.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ НА УРОВНЯХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ЛИТЕРАТУРА»
Устная речь
Устный ответ.
При оценивании устных ответов учитель руководствуется следующими основными
критериями в пределах программы данного класса:
1)
2)
3)
4)
соответствие ответа поставленному вопросу, полнота ответа на него;
знание текста и понимание содержания изучаемого произведения;
умение анализировать художественное произведение с опорой на текст;
логичность и последовательность ответа, владение монологической
литературной речью.
Отметка «5»
Ответ соответствует поставленному вопросу, обладает полнотой,
демонстрирует знание и понимание содержания изучаемого произведения,
умение его анализировать, логично и последовательно строить
высказывание,
владение монологической
литературной
речью.
Фактические ошибки отсутствуют
Отметка «4»
Ответ соответствует поставленному вопросу, но недостаточно полный,
демонстрирует знание и понимание содержания изучаемого произведения,
умение его анализировать, логично и последовательно строить
высказывание,
владение монологической
литературной
речью.
Допускаются 1–2 ошибки в содержании ответа
Отметка «3»
Ответ соответствует поставленному вопросу, но неполный, демонстрирует
в основном знание и понимание содержания изучаемого произведения,
умение логично и последовательно строить высказывание, но
ограниченные навыки анализа текста, недостаточно свободное владение
монологической литературной речью. Допускается несколько ошибок
в содержании ответа, его построении и речевом оформлении
1
Отметка «2»
Ответ не соответствует поставленному вопросу, демонстрирует незнание
существенных вопросов содержания произведения, неумение его
анализировать, логично и последовательно строить высказывание, слабое
владение монологической литературной речью. Допущено большое
количество ошибок в содержании ответа, его построении и речевом
оформлении
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на
проверку подготовки обучающегося отводится определенное время), но и за
рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении
урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только
заслушивались
ответы
обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения
применять знания на практике.
Выразительное чтение.
Выразительное чтение является одной из форм текущего оценивания в основной
школе.
При оценивании
выразительного
чтения
учитель
руководствуется
следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1) точность и четкость воспроизведения текста с соблюдением норм
произношения;
2) правильность расстановки логических ударений и пауз;
3) соответствие интонации и темпа чтения содержанию произведения;
4) владение средствами выражения эмоционально-образного настроения,
соответствующего произведению.
Оценивание выразительного чтения, в том числе наизусть
Отметка «5»
Текст воспроизведен без ошибок, четко, внятно, с соблюдением норм
орфоэпии, требований к технике чтения, ученик владеет умением
расставлять логические ударения, паузы, умело использует разнообразные
средства
эмоционально-образной
выразительности
исполнения
литературного произведения
Отметка «4»
Текст воспроизведен без ошибок или с 1–2 ошибками, которые ученик
исправляет сам, без подсказки; в основном соблюдает нормы орфоэпии,
выполняет требования к технике чтения, владеет умением расставлять
логические ударения, паузы, использует некоторые средства
эмоционально-образной выразительности исполнения литературного
произведения
2
Отметка «3»
Текст воспроизведен с ошибками (не более 3–5 в зависимости
от объема текста), ученику требуется подсказка учителя, допускаются
отдельные нарушения норм орфоэпии, при этом ученик в основном
соблюдает требования к технике и логике чтения, но не владеет умением
эмоционально-образной
произведения
Отметка «2»
выразительности
исполнения
литературного
Текст воспроизведен с ошибками (более 6 в зависимости от размера
исполняемого произведения) или не воспроизводится; допускаются
многочисленные нарушения норм орфоэпии, не соблюдаются требования к
технике и логике чтения, ученик не владеет умением эмоциональнообразной выразительности исполнения литературного произведения,
читает невнятно, монотонно
ФРП по литературе на уровне основного общего образования определяет количество
произведений, предусмотренных для выразительного чтения, в том числе наизусть:
5 класс – не менее 5 произведений и (или) фрагментов;
6 класс – не менее 7 произведений и (или) фрагментов;
7 класс – не менее 9 произведений и (или) фрагментов;
8 класс – не менее 11 произведений и (или) фрагментов;
9 класс – не менее 12 произведений и (или) фрагментов.
Пересказ текста.
Пересказ текста является одной из форм текущего оценивания в основной школе.
Используются следующие виды пересказа: подробный, выборочный, краткий (сжатый),
художественный/творческий.
При оценивании пересказа текста учитель руководствуется следующими основными
критериями в пределах программы данного класса:
1) правильность передачи основного содержания текста в соответствии с заданием;
2) логичность
и последовательность
пересказа,
соответствие
сюжету
исходного текста;
3) точность и выразительность речевого оформления.
Оценивание пересказа текста
Отметка «5»
Пересказ полностью соответствует теме и заданию; фактические ошибки
отсутствуют; содержание излагается последовательно; ответ отличается
богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления; достигнуто стилевое
единство и выразительность речи
3
Отметка «4»
Пересказ в основном соответствует теме и заданию (имеются
незначительные отклонения от темы); содержание в основном достоверно,
но имеются единичные фактические ошибки; имеются незначительные
нарушения последовательности в изложении мыслей; лексический и
грамматический строй речи достаточно разнообразен; стиль речи
отличается единством и достаточной выразительностью
Отметка «3»
В пересказе допущены существенные отклонения от темы и задания;
в ответе достигнута достоверность в главном, но имеются незначительные
фактические
ошибки;
допущены
отдельные
нарушения
последовательности изложения; беден словарь и однообразны
употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное
словоупотребление; стиль речи не отличается единством и недостаточно
выразителен
Отметка «2»
Пересказ не соответствует теме и заданию; допущено много фактических
ошибок; нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях
ответа, отсутствует связь между ними; крайне беден словарь, часты случаи
неправильного словоупотребления; нарушено стилевое единство речи
Доклад.
Доклад по литературе является одной из форм текущего оценивания, которая включает
оценку его текстовой части и может сопровождаться презентацией, которая оценивается по
общим для всех учебных предметов критериям. При оценивании доклада на литературную
тему учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы
данного класса:
1) соответствие
содержания
заявленной
теме,
полнота
и
точность
информации;
2) логичность и последовательность в изложении материала доклада;
3) владение монологической литературной речью.
Оценивание доклада на литературную тему
Отметка «5»
Текст доклада соответствует заявленной теме, использованная
информация обладает полнотой, демонстрирует знание и понимание
литературного материала, умение его анализировать, логично и
последовательно излагать, ученик показывает свободное владение
монологической литературной речью. Фактические ошибки отсутствуют
Отметка «4»
Текст доклада соответствует заявленной теме, но использованная
информация не обладает достаточной полнотой, при этом ученик
демонстрирует знание и понимание литературного материала, умение его
анализировать, логично и последовательно излагать, владеет
4
монологической литературной речью, но допускает 1–4 ошибки в речевом
оформлении доклада. Фактические ошибки отсутствуют
Отметка «3»
Текст доклада соответствует заявленной теме, но использованная
информация неполная, ученик демонстрирует недостаточные знание и
понимание литературного материала, ограниченные умения его
анализировать, допускает 1–2 ошибки в логике и последовательности
изложения, в целом владеет монологической литературной речью, но
допускает 5–6 ошибок в речевом оформлении доклада. Допущены 1–2
фактические ошибки
Отметка «2»
Текст доклада не соответствует заявленной теме И/ИЛИ использованная
информация не позволяет ее раскрыть, ученик демонстрирует незнание
и непонимание литературного материала, не умеет его анализировать,
допускает 3–4 ошибки в логике и последовательности изложения, 7 и более
ошибок в речевом оформлении доклада. Допущены 3 и более фактические
ошибки
Письменная речь
Письменные работы.
Письменные работы – форма оценивания, роль которой увеличивается по мере
формирования предметных умений обучающихся. При оценивании письменных работ
учитывается их жанр (письменный ответ на вопрос, сочинение и др.) и требования ФРП к
предметным результатам для каждого класса.
Оценивание письменного ответа на вопрос в процедурах внутришкольного оценивания
рекомендуется осуществлять, учитывая следующие требования:
1) соответствие работы теме и заданию;
2) полнота и аргументированность ответа;
3) правильность фактического материала;
4) последовательность
и логичность
изложения,
наличие
обобщений и
выводов;
5) речевое оформление, включающее:
– разнообразие словаря и грамматического строя речи;
– стилевое единство и выразительность речи;
– число речевых ошибок;
– количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
При оценивании письменной работы необходимо также учитывать ее объем в
зависимости от жанра.
5
Оценивание письменного ответа на вопрос
Отметка «5»
Содержание работы полностью соответствует теме и заданию, ответ
отличается
полнотой
и
аргументированностью,
логичностью
и последовательностью; отсутствуют фактические ошибки; работа
отличается стилевым единством, точностью и выразительностью языка;
допущено не более 1–2 речевых ошибок, орфографические,
пунктуационные, грамматические ошибки отсутствуют или допущено не
более 1 (каждого вида, суммарно – не более 2)
Отметка «4»
Содержание работы в основном соответствует теме и заданию, но
имеются незначительные отклонения от темы; ответ полный, но
недостаточно аргументированный; содержание в основном достоверно, но
имеются 1–2 фактические ошибки; допущены незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей; работа отличается стилевым
единством и выразительностью языка; допущено не более 3 речевых
ошибок, а также не более 2 орфографических, пунктуационных,
грамматических ошибок (каждого вида, суммарно – не более 4)
Отметка «3»
В работе допущены существенные отклонения от темы и задания; ответ
неполный и/или недостаточно аргументированный; содержание
достоверно в главном, но имеются 3–4 фактические ошибки; допущены
отдельные нарушения последовательности и логики изложения; работа не
отличается стилевым единством, речь недостаточно выразительна;
допущено 4–5 речевых ошибок, а также не более 3–4 орфографических,
пунктуационных, грамматических ошибок (каждого вида, суммарно – не
более 7)
Отметка «2»
Работа не соответствует теме и заданию; ответ крайне упрощенный
и/или неаргументированный; допущено много фактических ошибок (5
и более ошибок); нарушена последовательность и логика изложения
мыслей, отсутствует связь между ними; нарушено стилевое единство
текста, словарь беден, синтаксические конструкции однообразны;
допущено более 5 речевых ошибок, а также 5 и более орфографических,
пунктуационных, грамматических ошибок (каждого вида, суммарно – 8
и более)
Сочинение.
Сочинение – форма проверки и оценивания достижения большинства предметных
результатов по литературе, определенных ФРП для каждого класса. В
уровня
сформированности
умений,
зависимости
от
необходимых для написания сочинения, в разных
классах для текущего и тематического оценивания могут быть предложены такие виды
сочинений, как: сочинение-эссе, сочинение-рассказ, сочинение по картине, сочинение в форме
очерка, дневника,
6
мемуаров и т. д. На уровне среднего общего образования основным является сочинение на
литературную тему, которое проводится после изучения каждой монографической темы.
Сочинение может быть как классным, так и домашним. При оценивании учитывается
объем
сочинения,
установленный
ФРП
для
каждого
класса в соответствии с
требованиями ФГОС соответствующего уровня образования.
Объем сочинения
Класс
Объем (количество слов) в ФРП по литературе
5
Не менее 70 слов
6
Не менее 100 слов
7
Не менее 150 слов
8
Не менее 200 слов
9
Не менее 250 слов
10
Не менее 250 слов
11
Не менее 250 слов
Любое сочинение по литературе оценивается двумя отметками:
1) содержание и речевое оформление;
2) грамотность (соблюдение орфографических, пунктуационных правил и языковых
норм).
Первая отметка (за содержание и речевое оформление) считается оценкой по
литературе и выставляется на страницу журнала «Литература», вторая отметка (за
грамотность) выставляется на страницу журнала «Русский язык».
Отметка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами
оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»1.
Содержание
и
речевое
оформление
сочинения
оцениваются по следующим
критериям в пределах программы данного класса:
1) содержание:
– соответствие содержания заданной теме;
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку // Программы
общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5–9 классы / М.Т. Баранов, Т.А.
Ладыженская, Н.М. Шанский. – М. : Просвещение, 1999.
1
7
– глубина
и
полнота
раскрытия
темы,
самостоятельность
в
ее
рассмотрении;
– доказательность
и
аргументированность
высказанных
суждений с
опорой на текст произведения, отсутствие фактических ошибок;
– уместное использование изученных теоретико-литературных понятий;
– логичность
и
последовательность
изложения,
композиционная
стройность и завершенность сочинения;
2) речевое оформление:
– стилевое единство и соответствие стиля изложения содержанию;
– точность
и
выразительность
языка,
разнообразие
словаря
и грамматического строя речи;
– число речевых ошибок.
Оценивание сочинения
Отметка «5»
1. Содержание сочинения полностью соответствует теме, тема
раскрыта глубоко и многосторонне.
2. Высказанные суждения аргументированы с опорой на текст,
фактические ошибки отсутствуют.
3. Уместно и правильно использованы теоретико-литературные
понятия.
4. Содержание излагается логично и последовательно, достигнута
композиционная стройность и завершенность.
5. Работа
отличается
стилевым
единством,
точностью
и выразительностью языка, разнообразием словаря и грамматического
строя речи.
В работе допущены 1–2 речевых ошибки
Отметка «4»
1. Содержание сочинения соответствует теме, тема раскрыта глубоко
и многосторонне, но имеются незначительные отклонения от темы.
2. Высказанные суждения аргументированы с опорой на текст;
имеются единичные фактические ошибки.
3. Уместно и в основном правильно использованы теоретиколитературные понятия; имеются отдельные неточности в употреблении
терминов.
4. Содержание в целом излагается логично и последовательно,
достигнута композиционная стройность и завершенность; имеются
незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
5. Работа
отличается
стилевым
единством,
точностью и
выразительностью языка, но недостаточным разнообразием словаря и
грамматического строя речи.
8
В работе допущено не более 1–2 фактических и не более 3–4 речевых
ошибок
Отметка «3»
1. Содержание работы соответствует теме, тема в целом раскрыта, но
имеются существенные отклонения от темы.
2. Не все высказанные суждения аргументированы с опорой на текст;
имеются фактические ошибки.
3. Использованы теоретико-литературные понятия, но не всегда
уместно; имеются единичные ошибки в употреблении терминов.
4. Содержание в целом излагается последовательно, достигнута
композиционная завершенность; нарушена последовательность
изложения в некоторых частях И/ИЛИ имеются отдельные логические
ошибки.
5. Работа не отличается стилевым единством, речь недостаточно
выразительна и разнообразна.
В работе допущено не более 3–4 фактических и не более 5–6 речевых
ошибок
Отметка «2»
1. Содержание работы не соответствует теме ИЛИ тема не раскрыта.
2. Высказанные суждения не аргументированы с опорой на текст ИЛИ
допущено много фактических ошибок.
3. Теоретико-литературные понятия не использованы ИЛИ допущено
много ошибок в употреблении терминов.
4. Нарушена последовательность изложения во всех частях работы,
отсутствует связь между ними, допущены логические ошибки,
затрудняющие понимание текста.
5. Нарушено стилевое единство текста, речь бедна и однообразна.
В работе допущено 5 и более фактических и 7 и более речевых ошибок
Оценивание тестовых заданий
Для текущего оценивания можно использовать дихотомическое тестовое задание (0–1
балл в случае верного выполнения), политомическое задание (0–2 балла, 0–3 балла).
Шкала перевода баллов в отметку разрабатывается в образовательной организации.
Приводим примерную шкалу перевода баллов оценивания тестовых заданий по
литературе в отметку:
Отметка «5»
84–100% выполнения заданий теста
Отметка «4»
66–83% выполнения заданий теста
Отметка «3»
50–65% выполнения заданий теста
Отметка «2»
менее 51% выполнения заданий теста
9
Оценивание проекта
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов
является защита итогового индивидуального проекта.
При оценивании
результатов
работы
обучающихся
необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:
над
проектом
1) содержательный компонент;
2) деятельностный компонент;
3) результативный компонент.
При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание
следующие критерии:
1) значимость выдвинутой проблемы;
2) новизна представляемого проекта;
3) правильность выбора используемых методов исследования;
4) глубина раскрытия
проблемы,
использование
знаний
из
других
областей;
5) доказательность принимаемых решений;
6) наличие аргументации, выводов и заключений.
Оценивая
во внимание:
деятельностный
компонент,
1) степень личного вклада в выполнение проекта;
2) характер
взаимодействия
участников
необходимо
проекта
принимать
(при
создании
коллективного проекта).
При оценке результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:
1) качество формы предъявления и оформления проекта;
2) грамотность изложения хода исследования и его результатов;
3) содержательность
и аргументированность
ответов
на
вопросы
оппонентов.
0 баллов
Отсутствие данного компонента в проекте
1 балл
Наличие данного компонента в проекте
2 балла
Высокий уровень представления данного компонента в проекте
10
Рекомендуемое распределение баллов при оценивании каждого компонента
Компонент проектной
деятельности
Содержательный
Деятельностный
Результативный
Критерии оценивания отдельных
характеристик компонента
Баллы
Значимость выдвинутой проблемы и ее соответствие
изучаемой тематике
0–2
Правильность
исследования
0–2
выбора
используемых
методов
Глубина раскрытия проблемы, использование знаний
из других областей
0–2
Доказательность принимаемых решений
0–2
Наличие аргументированных выводов и заключений
0–2
Степень
индивидуального
участия
исполнителя в выполнении проекта
0–2
каждого
Характер взаимодействия участников проекта
0–2
Форма предъявления проекта и качество его
оформления
(использование
рисунков,
схем,
иллюстраций, графиков и других средств наглядной
презентации)
0–2
Грамотное изложение самого хода исследования и
интерпретация
его
результатов
(четкость в
постановке
задачи,
ясность
изложения,
убедительность рассуждений, последовательность в
аргументации, логичность и оригинальность)
0–3
Содержательность и аргументированность ответов на
вопросы
оппонентов
(умение
отвечать на
поставленные
вопросы,
аргументировать и
отстаивать собственную точку зрения, участвовать в
дискуссии)
0–3
Новизна представляемого проекта
0–2
Максимальный балл
24
Шкала перевода баллов оценивания проектов по литературе в отметку разрабатывается
в образовательной организации. Приводим примерную шкалу перевода баллов в отметку:
отметка «5» – 19–24 балла;
отметка «4» –13–18 баллов;
отметка «3» – 7–12 баллов;
отметка «2» – 0–6 баллов.
11