УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ лицей № 159
_____________Ю.В. Аничкина
Приказ № 520-од от «19» сентября 2025 г.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ НА УРОВНЯХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ИСТОРИЯ»
Оценивание устного ответа
Устный ответ имеет место на различных этапах урока: проверки усвоения изученного
материала, освоения новых знаний, первичного закрепления.
Виды устных ответов по истории разнообразны:
– рассказ по плану, с опорой на ключевые слова, об историческом событии,
личности;
– рассказ
об историческом
информации (изображений, схем);
событии
на
– развернутый
ответ
на вопрос(ы)
индивидуального или группового задания;
основе
параграфа,
карты,
визуальной
учебного
текста,
– краткие ответы на поставленные учителем вопросы в рамках изучения
темы;
–
–
–
–
характеристику исторической личности (по плану);
анализ документа и ответы на вопросы к нему;
выступление с сообщением по подготовленному докладу;
дополнения к ответам других обучающихся.
На уровне среднего общего образования дополнительно к указанным
видам ответов можно добавить следующее:
– описание (реконструкция) исторических событий, явлений, процессов
1
истории родного края, истории России и всемирной истории;
– аргументация
мнения
по
дискуссионным
фактический материал, источники разных типов;
вопросам
с
опорой на
– выступление с сообщением по подготовленному реферату.
При оценивании в зависимости от характера задания учитывается:
– умение определять последовательность событий, явлений, процессов, демонстрируя
знания исторических понятий, фактов, имен исторических деятелей;
– умение работать с исторической картой/картосхемой/визуальной информацией;
– использование знаний, полученных при изучении курсов литературы, географии,
обществознания и других учебных предметов, при ответе на вопросы по истории;
– качество устной речи и логика изложения: соответствие речи нормам литературного
языка, умение строить рассказ своими словами; последовательность, выделение главного,
доказательность.
Приведем общие нормы оценивания устных ответов обучающихся, которые
рекомендуются для осуществления текущего и тематического контроля (критерии
отбираются
с
учетом
видов
деятельности,
необходимых для выполнения
обучающимся предложенного задания).
Для уровня основного общего образования
Отметка «5» («отлично») выставляется, если обучающийся:
– владеет историческими понятиями;
– характеризует существенные черты и признаки исторических событий, явлений,
процессов, умеет проводить их сравнение;
– умеет давать характеристику выдающимся историческим деятелям, определять
современников исторических событий, явлений, процессов;
– устанавливает причинно-следственные связи исторических событий, явлений,
процессов изучаемого периода;
– характеризует итоги и историческое значение событий;
– умеет определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения
с опорой на фактический материал, исторические источники;
– умеет извлекать информацию из исторической карты, визуальных
2
материалов.
Отметка «4» («хорошо») выставляется, если ответ обучающегося соответствует
указанным выше критериям; при этом допускает отдельные неточности и пробелы, не
искажающие исторического смысла.
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– рассказывает о событиях, явлениях, процессах, но не выстраивает их
последовательность;
– при ответе делает ошибки на знание фактов, имен исторических деятелей;
– испытывает затруднения при характеристике выдающихся исторических деятелей,
определении современников исторических событий, явлений, процессов;
– затрудняется в определении исторических понятий;
– затрудняется в установлении причинно-следственных связей исторических событий,
явлений, процессов изучаемого периода;
– затрудняется в извлечении информации из исторической карты/схемы, визуальных
материалов.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– не
умеет
самостоятельно
строить
рассказ,
демонстрирует
непонимание
исторических явлений, процессов;
– не может давать характеристику выдающимся историческим деятелям, определять
современников исторических событий, явлений, процессов;
– не может перечислить существенные черты и признаки исторических событий,
явлений, процессов;
– ошибается в установлении причинно-следственных, пространственных, временных
связей исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода;
– не может извлекать информацию из исторической карты/схемы, визуальных
материалов.
Для уровня среднего общего образования
Отметка «5» («отлично») выставляется, если обучающийся:
– строит свой ответ на основе знаний исторических понятий, фактов,
3
характеристики исторических деятелей;
– выделяет причинно-следственные связи и определяет значение событий, явлений,
процессов;
– сопоставляет события мировой и отечественной истории;
– формулирует и обосновывает собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой
на фактический материал, в том числе с использованием источников разных типов;
– определяет современников исторических событий;
– при ответе использует историческую карту, иные визуальные материалы
(изображения, схемы, таблицы).
Отметка «4» («хорошо») выставляется, выставляется, если ответ обучающегося
соответствует указанным выше критериям; при этом он допускает отдельные неточности
и пробелы, не искажающие исторического смысла.
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– допускает ошибки в знании исторических понятий, фактов, характеристик
исторических деятелей;
– с помощью учебного текста выделяет и перечисляет причинно- следственные связи,
значение событий, явлений, процессов;
– затрудняется в сопоставлении событий мировой и отечественной истории;
– формулирует, но испытывает затруднения в обосновании собственной точки зрения
(версии, оценке) с опорой на фактический материал, в том числе
источников разных типов;
с использованием
– при ответе фрагментарно использует историческую карту, иные визуальные
материалы (изображения, схемы, таблицы).
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется если обучающийся:
– не знает исторических понятий, фактов, имен исторических деятелей;
– не может выделить причинно-следственные связи, значение событий, явлений,
процессов;
– затрудняется
в сопоставлении
событий
мировой
и отечественной
истории;
– не может сформулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию,
оценку) с опорой на фактический материал;
– при ответе не извлекает информацию из исторической карты, иных
4
визуальных материалов (изображения, схемы, таблицы).
Оценивание ответа на устном зачете
Для уровня основного общего образования
Отметка 5 («отлично») выставляется, если обучающийся продемонстрировал
фактические и теоретические знания при ответе на поставленные вопросы и владение
следующими умениями:
– логично, развернуто отвечать на устный вопрос;
– соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории
России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
– анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности,
руководствуясь принципом историзма;
– давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических
личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям
нравственности);
– сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое
мнение;
– грамотно использовать исторические термины; при подготовке к ответу
преобразовывать информацию в схемы, опорные конспекты;
– извлекать информацию из исторической карты, визуальных материалов. Отметка4
(«хорошо») выставляется,
если
обучающийся
продемонстрировал фактические
и теоретические знания при
ответе
на поставленные вопросы и владение следующими умениями:
– логично, развернуто отвечать на устный вопрос;
– соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории
России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
– анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности,
руководствуясь принципом историзма;
– давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических
личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям
нравственности);
– сопоставлять различные точки зрения на исторические события,
5
обосновывать свое мнение;
– грамотно использовать исторические термины; при подготовке к ответу
преобразовывать информацию в схемы, опорные конспекты, но при этом допускает
неточности, не искажающие общего исторического смысла, недостаточно полно и уверенно
аргументирует свою позицию.
При
этом
обучающийся
допускает
неточности
или
неполноту в
использовании понятий или отдельных познавательных умений, не искажающие общего
исторического смысла.
Отметка 3 («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– при ответе на поставленные вопросы демонстрирует общие представления об
историческом процессе;
–
–
–
–
–
путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
показывает знание отдельных элементов исторического знания;
частично владеет умениями;
не дает логичного и продуманного ответа;
не умеет сопоставлять исторические события, личности из курсов всеобщей и
отечественной истории;
– не показывает знание различных точек зрения по проблеме.
Отметка 2 («неудовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– при ответе на поставленные вопросы демонстрирует незнание исторических фактов,
событий, имен исторических деятелей, исторической терминологии;
– не может извлечь информацию их предложенного учебного текста, отрывка
исторического источника, визуальных материалов;
– не показывает знание различных точек зрения по проблеме;
– не демонстрирует никаких знаний или отказывается отвечать.
Оценивание письменных ответов
Письменная форма позволяет охватить большой объем учебного материала,
сосредоточить внимание на существенных вопросах в содержании учебного предмета,
проверить глубину знаний за счет увеличения контролируемых связей между ними, провести
оценку подготовки большого количества обучающихся одновременно, более тщательно
проанализировать
6
ответы обучающихся на основе критериев оценивания. При этом она не дает возможности
взаимодействия между обучающимися, а при необходимости дополнения или
корректирования ответов.
Письменная работа включает задания:
1) в форме тестов с закрытыми и открытыми вопросами с балльной системой
оценивания;
2) в форме исторического сочинения, эссе;
3) в форме самостоятельной работы (с исторической и контурной картой, источником,
дополнительными материалами по теме урока и др., сопровождаемых вопросами) и применяется
в ходе текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
Для тестовых (письменных) форм оценивания (с количеством заданий не менее 10)
используется следующая шкала перевода в отметки для уровней основного общего и среднего
общего образования:
отметка «5» – 81–100%;
отметка «4» – 61–80%;
отметка «3» – 41–60%;
отметка «2» – менее 40%.
Данная шкала применяется к различному набору заданий, используемых при
проведении процедур внутришкольного оценивания, и рассчитывается от общего
количества заданий. В состав письменной работы рекомендуется включать не менее трех
заданий разного типа и уровня сложности.
Оценивание работы с исторической и контурной картами
Для уровня основного общего образования
Отметка «5» («отлично») выставляется:
в 5–6 классах, если обучающийся:
– читает легенду карты;
– правильно описывает
расположение
стран
(государств),
используя
соответствующую терминологию;
– правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте с опорой на
атлас, учебный текст: обозначает основные географические объекты, применяет
обозначения, заданные памяткой, и/или выполняет
условные
7
дополнительные задания учителя по исторической и/или контурной карте;
в 7–9 классах, если обучающийся:
– проводит
атрибуцию
исторической
карты/схемы,
используя
обозначенную на ней информацию;
– соотносит
информацию
тематических
и
общих
(обзорных)
исторических карт;
– выполняет задания контурной карты с опорой на атлас, используя условные
обозначения;
– выполняет
познавательные
контурной карты, без привлечения атласа;
– выполняет
задания,
дополнительные
задания
основанные
учителя
на
по
фрагменте
исторической
или контурной карте;
– использует картографические умения при подготовке творческих работ (рефератов,
докладов, учебных проектов).
Отметка «4» («хорошо») выставляется:
в 5–6 классах, если обучающийся:
– допускает неточности при чтении легенды карты;
– правильно описывает
расположение
стран
(государств),
используя
соответствующую терминологию;
– выполняет задания контурной карты с опорой на атлас, учебный текст, обозначает
основные географические объекты, применяет условные обозначения, заданные памяткой, но
допускает неточности;
в 7–9 классах, если обучающийся:
– проводит атрибуцию исторической карты/схемы, используя обозначенную на ней
информацию;
– соотносит информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт,
допускает неточности;
– сопоставляет,
анализирует
информацию,
представленную
на двух
или более тематических (обзорных) исторических картах/схемах, делает выводы;
– выполняет задания контурной карты с опорой на атлас, используя условные
обозначения;
– выполняет
познавательные
контурной карты, без привлечения атласа;
– выполняет
дополнительные
задания,
задания
основанные
учителя
по
на
фрагменте
контурной
карте
8
с незначительными недочетами.
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– не соотносит историческую информацию с картой, но может читать легенду
карты;
– допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл
исторической информации;
– выполняет больше половины заданий контурной карты с опорой на атлас,
при этом допускает ошибки при чтении легенды карты;
– использует
условные
обозначения,
заданные
памяткой,
но
они
не показаны в легенде;
– выполняет
познавательные
задания
на
основе
исторической
или контурной карты с ошибками.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
–
–
–
–
не соотносит историческую информацию с объектами на карте;
не владеет умением читать легенду карты;
выполняет меньше половины заданий, нет условных обозначений;
не выполняет
или контурной карты.
познавательные
задания
на
основе
исторической
Для уровня среднего общего образования
Отметка «5» («отлично») выставляется, если обучающийся:
– проводит атрибуцию исторической карты/схемы, используя обозначенную на ней
информацию;
– привлекает данные карты при ответе на вопросы;
– соотносит информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт;
– сопоставляет, анализирует информацию, представленную на двух или более
тематических (обзорных) исторических картах/схемах мировой и отечественной истории,
делает выводы;
– узнает, показывает на карте/схеме и называет объекты, обозначенные условными
знаками, историческое пространство (географические объекты, территории расселения
народов, государства, места расположения памятников культуры и др.), изучаемые события
(явления, процессы);
– выполняет задания контурной карты с опорой на атлас, используя
9
условные обозначения;
– выполняет познавательные задания, основанные на фрагменте контурной карты, без
привлечения атласа (в том числе в формате ГИА);
– выполняет дополнительные задания учителя по контурной карте;
– использует картографические умения при подготовке творческих работ (рефератов,
докладов, учебных проектов).
Отметка «4» («хорошо») выставляется, если обучающийся:
– проводит атрибуцию исторической карты/схемы, используя обозначенную на ней
информацию;
– соотносит информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт;
– допускает незначительные ошибки при сопоставлении, анализе информации,
представленной на двух или более тематических (обзорных) исторических картах/схемах
мировой и отечественной истории, делает выводы;
– узнает, показывает на карте/схеме и называет объекты, обозначенные условными
знаками, историческое пространство (географические объекты, территории расселения
народов, государства, места расположения памятников культуры и др.), изучаемые события
(явления, процессы);
– выполняет задания контурной карты с опорой на атлас, используя условные
обозначения;
– выполняет познавательные задания, основанные на фрагменте контурной карты,
без привлечения атласа (в том числе в формате ГИА) с незначительными недочетами;
– выполняет дополнительные задания учителя по контурной карте; использует
картографические умения при подготовке творческих работ (рефератов, докладов, учебных
проектов).
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической
информации;
– выполняет больше половины заданий контурной карты с опорой на атлас,
использует условные обозначения, но они не показаны в легенде;
– частично выполняет задания контурной карты в формате ГИА.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– не соотносит историческую информацию с объектами на карте;
– выполняет менее половины заданий контурной карты без условных
10
обозначений или задания контурной карты не выполнены;
– не выполняет задания на контурной карте в формате ГИА.
Оценивание работы с историческим источником
Для уровня основного общего образования
Отметка «5» («отлично») выставляется, если обучающийся:
– отвечает на основе анализа источника на поставленные вопросы (определяет тип
источника, место, время (дату) его появления, авторство; значение содержащейся в нем
информации; объясняет значение исторических понятий и терминов; в тексте исторического
источника
отбирает
факты,
которые
могут
быть
использованы
для
подтверждения/опровержения заданной точки зрения и др.);
– самостоятельно заполняет/составляет на основе источника план, таблицу, схему.
Отметка «4» («хорошо») выставляется, если обучающийся:
– отвечает на основе анализа источника на поставленные вопросы (определяет тип
источника, место, время (дату) его появления, авторство; значение содержащейся в нем
информации; объясняет значение исторических понятий и терминов; в тексте исторического
источника
отбирает
факты,
которые
могут
быть
использованы
для
подтверждения/опровержения заданной точки зрения и др.);
– самостоятельно заполняет/составляет на основе источника план, таблицу, схему с
незначительными недочетами.
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– проводит атрибуцию письменного исторического источника (определяет его
авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идет речь, и др.) с
ошибками;
– осуществляет комментированное чтение исторического источника, допуская
ошибки в знании исторических фактов, событий, явлений, исторических личностей;
– отвечает на вопросы по содержанию исторического источника с ошибками;
– только при помощи учителя составляет на основе исторического источника план,
таблицу, схему.
11
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– затрудняется в атрибуции письменного исторического источника (неправильно
определяет его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых
идет речь, и др.);
– затрудняется в выборе в тексте исторического источника фактов, которые могут
быть использованы для подтверждения/опровержения заданной точки зрения;
– не отвечает на вопросы по содержанию исторического источника;
– не может составить на основе источника план, таблицу, схему.
Для уровня среднего общего образования
Отметка «5» («отлично») выставляется, если обучающийся:
– умеет критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные
исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по
истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века, оценивать их полноту и
достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать
контекстную информацию при работе с историческими источниками.
Отметка «4» («хорошо») выставляется, если обучающийся:
– умеет анализировать при выполнении заданий исторические источники разных
типов
(письменные,
вещественные,
аудиовизуальные) по истории России и
зарубежных стран XX – начала XXI века, оценивать их полноту и достоверность, соотносить с
историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию
при работе с историческими источниками, допуская незначительные ошибки.
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– привлекает для выполнения заданий исторические источники одного из типов
(письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран XX
– начала XXI века, не может охарактеризовать их полноту и достоверность, соотносит их с
историческим периодом; привлекает контекстную информацию при работе с историческими
источниками.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– не выполняет задания на анализ исторических источников по истории России и
зарубежных стран XX – начала XXI века, не может охарактеризовать их полноту и
достоверность, не соотносит их с историческим периодом.
12
Оценивание письменной контрольной работы
Для уровней основного общего и среднего общего образования
Отметка «5» («отлично») выставляется, если:
– выполнено 81–100% заданий контрольной работы разного уровня сложности;
– ответы основаны на знании теоретического и фактического материала темы,
раздела;
– ответы демонстрируют владение комплексом умений в соответствии с
предметными результатами по уровню образования.
Отметка «4» («хорошо») выставляется, если:
– выполнено
65–80%
заданий
контрольной
работы
разного
уровня
сложности;
– ответы основаны на знании теоретического и фактического материала темы,
раздела;
– ответы демонстрируют владение комплексом умений в соответствии с
предметными результатами по уровню образования.
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если:
– выполнено более половины заданий контрольной работы (50–64%);
– ответы основаны на понимании материала темы, раздела, знания являются
фрагментарными;
– ответы
показывают
проблемы
в овладении
комплексом
в соответствии с предметными результатами по уровню образования.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется, если:
умений
– выполнено меньше половины заданий контрольной работы (менее 50%) или
задания не выполнены;
– ответы показывают незнание исторических фактов и теории;
– ответы
показывают
несформированность
комплекса
умений
в соответствии с предметными результатами по уровню образования.
Оценивание учебно-исследовательского проекта (по предмету)
Для уровня основного общего образования:
Отметка 5 («отлично») выставляется, если обучающийся:
– самостоятельно
или с помощью
учителя
выбрал
тему
сформулировал цель, составил план, предложил форму представления результата
проекта,
13
проекта, самостоятельно оценивал ход работы над проектом и его результаты;
– самостоятельно или с помощью учителя подобрал разные виды источников,
литературы, отобранное содержание проанализировал и сгруппировал в соответствии
с планом проекта, подобрал иллюстрации, фото-, видеоматериалы;
– оригинально представил результат проекта;
– ясно и четко изложил цели, основное содержание и выводы проекта;
– сопровождал рассказ показом презентации или иным
способом с
привлечением ИКТ;
– быстро и четко отвечал на вопросы аудитории;
– аргументированно выступал в дискуссии по теме проекта.
Отметка 4 («хорошо») выставляется, если обучающийся:
– с помощью учителя выбрал тему проекта, сформулировал цель, но есть погрешности
в составлении плана, предложил форму представления результата проекта, самостоятельно
оценивал результаты и ход исполнения проекта, но были затруднения с определением
проблем в работе;
– с помощью учителя подобрал источники, литературу, отобранное содержание
сгруппировал в
видеоматериалы;
соответствии
с
планом
проекта,
подобрал
иллюстрации,
– представил результат проекта;
– ясно и четко изложил цели, основное содержание и выводы проекта;
– сопровождал рассказ показом презентации или иным
фото-,
способом с
привлечением ИКТ;
– отвечал на вопросы аудитории после их уточнения; затруднялся в подборе
аргументов при участии в дискуссии по теме проекта.
Отметка 3 («удовлетворительно») выставляется, если:
– учитель предложил обучающемуся тему проекта, сформулировал цель, совместно с
обучающимся был составлен план, обучающийся не имел ясного понимания результата
работы, самооценка результатов и хода исполнения проекта вызывала сложности или
отсутствовала;
– учителем были предложены источники, литература, обучающийся проанализировал
недостаточное количество работ, что привело к корректировке плана и упрощению результата;
– результат проекта заимствован;
14
– обучающийся выступил с результатом проекта, но его рассказ содержал речевые
ошибки, не проиллюстрировал свое выступление презентацией;
– обучающийся
испытывал
проблемы
при
понимании
вопросов
аудитории;
– обучающийся был растерян при возникновении дискуссии, не мог
аргументировать свою точку зрения.
Отметка
2 («неудовлетворительно»)
исследовательским проектом не ставится.
при
работе
над
учебно-
15