УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ лицей № 159
_____________Ю.В. Аничкина
Приказ № 520-од от «19» сентября 2025 г.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ НА УРОВНЯХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ИНФОРМАТИКА»
Устный опрос может использоваться на уроке многократно – во время и после
каждого нового блока темы. К устному опросу заранее готовятся критерии получения баллов
и перевод набранных баллов в отметку. Получение 50% баллов от максимально возможного
соответствует нижней границе для получения отметки «3», для получения отметки «4»
должно быть набрано не менее 60% баллов, для получения отметки «5» необходимо получить
более 80% баллов.
Обучающиеся должны быть проинформированы о критериях накопления баллов и
правила их перевода в отметку.
Письменный опрос дает возможность охватить всех обучающихся, оценить и
скорректировать не только освоение теории, но и вычислительные навыки, позволяет ученику
работать в собственном темпе и менять последовательность выполнения заданий.
Письменный опрос используется в текущем контроле, т. е. в процессе обучения,
закрепления умений и их систематизации. Важно сразу проверить правильность выполнения
заданий, чтобы у обучающихся не сформировались ложные знания.
Письменный опрос может использоваться на уроке многократно, после каждого нового
блока по изучаемой теме. К нему заранее готовятся критерии получения баллов и шкала
перевода набранных баллов в отметку (такие же, как при устном опросе). Критерии получения
баллов и перевод набранных баллов в отметку всегда указываются в инструкции перед
заданием. Обучающиеся должны понимать критерии накопления баллов и правила их перевода
в отметку.
Тест – это совокупность стандартизированных заданий, по результатам выполнения
которых судят о знаниях, умениях и навыках обучающегося. Тестирование позволяет
оперативно выявить пробелы в знаниях и умениях обучающихся и скорректировать их на
начальном этапе изучения темы. Тестирование используют для проверки теоретических
знаний, вычислительных навыков и практических умений, а также функциональной
грамотности обучающихся. Тесты можно применять как текущем, так и итоговом оценивании
предметных и метапредметных результатов.
При подготовке или отборе материала для тестов следует помнить, что задания,
входящие в тест для текущей проверки усвоения нового материала,
должны проверять все изучаемые на уроке дидактические единицы (подробно, все изученное).
Задания в таком тесте целесообразно выстраивать последовательно по усложнению
мыслительных или деятельностных операций или же в соответствии с логикой изложения
материала в используемом учебнике (учебном пособии), затрагивая в большей мере
репродуктивный (способность воспроизвести и объяснить) и продуктивный (применить
в знакомой или немного измененной ситуации) уровни усвоения содержания обучения.
Соотношение проверяемых предметных и метапредметных результатов в тестах для текущей
проверки немного больше в пользу предметных, поскольку процесс обучения, в ходе которого
и идет формирование знаниевой основы будущих компетенций, не завершен – он
продолжается.
Для подготовки итоговых тестов выбирают задания, проверяющие наиболее значимые
дидактические единицы по теме (фактически предметные результаты деятельности).
Задания должны относиться в большей мере к продуктивному и творческому
(функциональному) уровню усвоения материала.
При комплектации теста заданиями их можно группировать по виду. Например,
сначала идут задания с выбором ответа, затем с открытой формой ответа (кратким ответом,
затем с развернутым) либо другого вида. Таким образом тест будет разбит на несколько
блоков с одинаковым видом заданий с небольшой инструкцией-предупреждением перед
каждым блоком. Это делается для того, чтобы обучающиеся постепенно меняли вид
деятельности при тестировании, не путались с разными видами заданий. Другой способ
наполнения формирующего тестирования заданиями – в соответствии с логикой изложения
материала в используемом учебнике (учебном пособии).
В случае использования достаточно объемного теста, рассчитанного на весь урок,
при переводе набранных баллов в отметку по предмету используют подсчет процентного
соотношения правильных и неправильных ответов, при этом:
85–100% правильных ответов – отметка «5»;
65–84% правильных ответов – отметка «4»;
55–64% правильных ответов – отметка «3»;
˂55% правильных ответов – отметка «2».
Контрольная работа – наиболее традиционный способ контроля знаний и умений,
содержащий задания, выполняемые обучающимися. В процессе проверки контрольной
работы учитель имеет возможность проконтролировать ход мыслей и действий
обучающегося. Возможность помимо ответа проверить ход решения позволяет осуществить
последующую коррекцию неточностей и отработать неосвоенный материал. Поскольку
контрольная работа предполагает оценивание правильности выполняемых действий, она
требует продолжительного времени не только на выполнение, но и на проверку. Поэтому
контрольную работу следует использовать по завершении изучения темы целиком, а не
отдельных подтем/блоков, изучаемых на уроках. Для контрольной работы отбирается самый
значимый материал темы, имеющийся в предметных результатах, в связке с метапредметными
умениями. В силу ограниченного времени на изучение информатики как на базовом, так и на
углубленном уровне основного общего образования лучше использовать облегченный аналог
– самостоятельную работу в составе урока обобщения и систематизации изученной темы. На
уровне основного общего образования достаточно проводить по одной итоговой контрольной
работе в учебном году. На уровне среднего общего образования при углубленном изучении
информатики необходимо предусмотреть контрольные работы по завершении изучения
большой темы целиком.
Рекомендуются следующие критерии для перевода общей суммы начисленных баллов
за контрольную работу в отметку по пятибалльной шкале:
отметка «5» ставится при условии, если обучающийся набрал не менее 80% от общего
числа баллов;
отметка «4» ставится при условии, если обучающийся набрал не менее 60% от общего
числа баллов;
отметка «3» ставится при условии, если обучающийся набрал не менее 50% от общего
числа баллов;
отметка «2» ставится при условии, если обучающийся набрал менее 50% от общего
числа баллов.
Практическая работа проводится на завершающем этапе изучения материала по
отдельной теме, связанной с формированием навыков работы с различным программным
обеспечением. Практическая работа, как правило,
выполняется индивидуально. Практические работы по информатике выполняются с
использованием соответствующего программного обеспечения, например, подготовка
текстового или графического документа по шаблону, использование калькулятора или
электронных таблиц для проведения расчетов, написание программы к задаче и пр. Чтобы
выполнить практическую работу, надо изучить среду и инструменты для работы. Поэтому в
основной школе сначала используют практические упражнения. Практическое упражнение –
это кратковременная деятельность на отработку определенных навыков
с использованием программного обеспечения. После этого ученикам предлагается
практическая работа, состоящая из заданий на применение умений, отработанных при
выполнении практических упражнений. В средней школе практические упражнения более
длительные. К ним относится, например, информационный бой (аналог математического боя),
тренинг на скоростное решение тривиальных задач по большей части на программирование.
В условиях, когда на учебный предмет отведен один час в неделю, оптимальное
решение состоит в том, чтобы использовать кратковременные практические упражнения на
отработку отдельных навыков, а в конце изучения темы – проверить все освоенные навыки в
практической работе. Практические упражнения, в зависимости от специфики класса, могут
выполняться в режиме синхронной работы учителя и учеников в классе или быть
предложены в качестве домашнего задания.
Критерии оценивания практических упражнений должны быть предельно просты и
понятны обучающимся. Например, за выполнение каждого практического шага можно
присваивать 1 балл. В упражнениях, состоящих более чем из 5 шагов, можно корректировать
критерии, присваивая 1 балл за 2–3 шага. При таком подходе количество полученных баллов
будет соответствовать получаемой отметке.
Перед выполнением практических упражнений и практических работ обучающиеся
должны быть проинформированы о критериях получения и правилах перевода баллов
в отметку.
Кейс («ситуационное задание» с альтернативными решениями) представляет собой
описание определенной проблемной ситуации, подготовленной для образовательных целей.
С помощью кейса формируются
навыки анализа информации, ее обобщения, выявления и формулирования проблемы и
выработки различных альтернатив ее решения. Кейсы можно использовать как для обучения,
так и для диагностики функциональной грамотности или компетенций в определенной
сфере. В курсе информатики на уровнях основного общего и среднего общего образования
присутствуют темы, которые лучше всего осваиваются с применением кейсов. Например,
в тематическом разделе «Цифровая грамотность» есть предметный результат
«соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с
приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии
поведения в сети».
С использованием кейса можно изучать новый материал и одновременно
диагностировать его усвоение. При подготовке ситуаций кейса следует сразу ориентироваться
на заданные уровни сформированности функциональной грамотности.
К первому уровню относятся задания кейса, в которых анализируется ситуация и ее
решение. Ученику требуется определить, подходит ли это решение, возможно ли использовать
более рациональное решение.
Ко второму уровню относятся задания кейса, в которых проблема определена в явном
виде. Обучающемуся надо самостоятельно найти решение проблемы и обосновать его.
К третьему уровню относятся кейсы с описанием ситуации, где надо явно
сформулировать проблему, а затем найти ее решение, возможно, не одно.
В условиях ограниченного времени на изучение информатики на базовом уровне
возможно интегративное использование кейсов. Выполнение кейса соответствующего уровня
(первого, второго или третьего) будет соответствовать выставляемой отметке (соответственно,
отметке «3», «4» или «5»).
Проектная работа – это творческая продуктивная деятельность обучающихся,
направленная на достижение определенной цели, решение какой- либо проблемы. В проекте
раскрываются способы и средства практической реализации замысла. Разработка и
выполнение проекта составляют проектную деятельность обучающихся. Проекты
выполняются индивидуально, в группе, в паре в ограниченный период времени (от месяца
до нескольких месяцев) по запланированным шагам и с ограниченными ресурсами.
Проект обычно
охватывает большой тематический раздел и содержит несколько тем, объемных
экспериментов или комплексных заданий. Проводится проект во внеурочное время.
Отличается по степени самостоятельности такой работы. Тематика может быть задана, но цель
и гипотезу большой исследовательской работы должны формулировать обучающиеся, также
самостоятельно они подбирают оборудование и другое оснащение, составляют план работы и
выполняют проект. Роль учителя – консультационно-контролирующая.
Проектный подход в образовании гарантирует уникальный результат за
определенное время с просчитанными ресурсами и технологичными этапами работы
ограниченного круга исполнителей.
Результаты проектной деятельности обязательно представляются на внутреннее
и внешнее оценивание. Единых подходов к оцениванию проектов не сформировано. Но в
любом случае это два этапа оценивания, критерии которых должны быть известны
обучающимся.
Для внутреннего оценивания используются следующие критерии:
Критерии оценки проекта
Область проектных
интересов.
Интеграция учебных тем
естественно-научных
предметов
Использование продукта
проекта
Баллы
Тема из одной учебной дисциплины
1
Тема связана с двумя учебными дисциплинами
2
Интегрируются три и более учебные дисциплины
3
Однократное использование (на одном уроке
одного предмета)
1
Неоднократное использование (на нескольких
уроках одного предмета)
2
Неоднократное интегрированное использование
(на нескольких уроках нескольких предметов)
3
Уникальный (одна учебная тема одного предмета)
1
Потенциал развития
тематики и/или уровня
сложности проекта.
Точки роста проекта
Варианты исполнения
Модульность/
самостоятельность
Доступность ресурсов
(материальных
и ментальных)
Актуальность
использования результатов
проекта
Локальный (несколько учебных тем одного
предмета в течение одного учебного года)
2
Пролонгированный
локальный
учебных тем одного предмета
нескольких месяцев)
3
(несколько
в течение
Одногодичный интегрированный (несколько
учебных тем нескольких предметов в течение
одного учебного года)
4
Универсальный интегрированный (несколько
учебных тем нескольких предметов в течение
нескольких учебных лет)
5
Индивидуальный
(1 ученик)
1
(не
исследовательский)
Индивидуальный исследовательский
4
Малая группа (2–3 ученика)
2
Расширенная группа (свыше 3 учеников)
3
Общеклассный (все ученики одного класса)
4
Общешкольный (ученики разных классов)
5
Проект является частью (модулем) более крупного
проекта
1
Законченный самостоятельный проект
2
Нетиповые ресурсы с требованиями особой
предварительной подготовки как исполнителей
проекта, так и руководителя
1
Общедоступные массовые ресурсы
2
В школе
1
В школе и дома
2
Массовое использование
3
Вторым этапом или даже основным (единственным) может быть внешняя экспертная
оценка проекта – комплексная оценка выполнения всех этапов проекта человеком или
группой лиц со специальной подготовкой по тематике проекта.
Экспертная оценка проекта
Объект
оценки
Этапы проекта
Тема
Инициирование
проекта
Технологическая
карта,
паспорт
проекта
Планирование
работы (опыт
организации
деятельности,
управления
проектом)
Критерии оценки
Баллы
Актуальность темы проекта
(важность проблемы)
0–10
Реалистичность результата
(оптимальность решения и перспективы
его использования, точки роста)
0–10
Корректность формулировок цели, результата,
ресурсов, условий, рисков, времени
0–10
Анализ проблемы, источников информации
0–10
Обзор существующих решений
0–10
Качество описания технологической карты
или паспорта проекта
(четкое разделение этапов)
0–10
Уникальный
измеримый
результат
Исполнение
проекта
Исследовательский
проект
Информационный
проект
Творческий
(игровой)
проект
Практикоориентированный
проект
Мониторинг,
контроль,
подготовка
к презентации
Научность
(инновационность)
Сложность
алгоритма
Креативность идеи
Уникальный
результат
0–10
Системность
Доступность ПО
Качество
исполнения
Измеряемый
результат
0–10
Логичность
Тиражируемость
Массовость
Легкость
использования
0–10
Доступность
(качество
презентации)
Качество
презентации
Качество
презентации
Качество
презентации
0–10
Завершение,
подведение
итогов
8