Оценивание по биологии

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ лицей № 159
_____________Ю.В. Аничкина
Приказ № 520-од от «19» сентября 2025 г.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ НА УРОВНЯХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ»
Критерии оценивания основных форм текущего оценивания
Устный опрос (индивидуальный или фронтальный). Устный опрос, особенно
фронтальный позволяет оценить общее освоение учебного материала, но не дает получить
полное представление об уровне освоения знаний. Индивидуальный опрос позволяет получить
представление о полноте знаний ученика, глубину его суждений, самостоятельность и
культуру речи. Особенностью устного ответа по биологии является использование схем
и иллюстраций, таблиц, гербарных образцов, натуральных объектов.
При оценивании устных ответов целесообразно пользоваться следующими критериями:
отметка «5» ставится, если обучающийся показывает исчерпывающие знания
сущности процесса, явления, теории, закона, закономерности, грамотно использует для ответа
биологическую терминологию, логично о обосновано выстраивает аргументацию, способен
применять знания в незнакомой ситуации, самостоятельно использовать наглядные и
демонстрационные пособия и материалы; ответ правильный и полный;
отметка «4» ставится, если ученик показывает достаточное, хотя и неполное
знание материала, допускает незначительные погрешности или расхождения с верным
решением, подтверждает ответ примерами, пользуется биологической
терминологией,
способен применять знания в знакомой и измененной ситуациях, самостоятельно
использует наглядные пособия и демонстрационные материалы; ответ правильный, но
содержит определенные пробелы в изложении материала;
отметка «3» ставиться, если обучающийся показывает базовое понимание учебного
материала, демонстрируя недостаточную его сформированность, имеет пробелы в знаниях,
допускает ошибки и неточности в формулировке ответа, слабо аргументирует свой ответ,
затрудняется в привидении примеров, иллюстрирующих процессы, явления, законы,
закономерности, работает с наглядными пособиями и демонстрационными материалами
исключительно по готовому образцу, без проявления самостоятельности;
отметка «2» ставится, если обучающийся не базовое понимание учебного материала,

не выполняет задания по образцу, не может определить и исправить грубые ошибки
даже при помощи
учителя;
не
умеет работать с демонстрационными
материалами и наглядными пособиями.
Письменные работы проверяют знания всех обучающихся одновременно, более
объективны, дают возможность получить сравнительную оценку знаний класса, выявить
ошибки класса в целом и у конкретный учеников, и сделать вывод о целесообразности
применяемой учителем методики преподавания.
Письменная проверка осуществляется в виде биологических диктантов, проверочных и
самостоятельных работ, тестов, биологических задач.
Биологический диктант состоит из перечня вопросов, проверяющих знания на
репродуктивном уровне, требующих быстрых и кратких ответов. Например: знание
определения терминов, формулировки научных теорий, законов, числовые значения и пр. Для
удобства проверки работы удобно использовать количество заданий, кратное пяти. При оценке
биологического диктанта во внимание принимаются следующие критерии:
отметка «5» – все ответы верны 5–10–15 (100%);
отметка «4» – правильных ответов 4–8–12 (80%);
отметка «3» – правильных ответов 3–6–9 (60%);
отметка «2» – правильных ответов 2–4–6 (40%).
Тестирование – контроль знаний и предметных умений при помощи тестов различного
типа. Тест состоит из вопросов разного типа с вариантами ответов (с выбором одного или
нескольких верных ответов, с дополнением ответа, на установление соответствия,
последовательности процессов и явлений и др.), известных жестких критериев, обработки и
анализа результатов. Тестовые задания могут оцениваться в 1 или 2 балла в зависимости от
типа тестового задания. Задания с выбором одного правильного ответа оцениваются в 1 балл,
задания на установление последовательности, множественного выбора, установление
соответствия, с дополнением ответа оцениваются в 2 балла при полностью верном ответе.
1 балл выставляется, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует
эталону. В остальных случаях выставляется 0 баллов. При оценке теста во внимание
принимаются следующие критерии:
отметка «5» – 80–100% от числа баллов;
отметка «4» – 60–79% от общего числа баллов;
отметка «3» – 40–59% от общего числа баллов;
отметка «2» – менее 40% от общего числа баллов, а также если ученик не
приступил к работе или не представил ее на проверку.
Биологические задачи/задания с развернутым ответом представляют собой
эффективный инструмент для развития критического мышления и работы с информацией. Они
способствуют формированию важных когнитивных навыков:
анализа
и
синтеза,
сравнения и обобщения, классификации и систематизации данных. При этом важно
отметить, что такие задачи часто не имеют единственно правильного алгоритма решения,

что делает процесс их выполнения более творческим и исследовательским.
Биологические задачи часто содержат информацию в неявной или скрытой форме,
требующей умения ее выявлять и обрабатывать. В зависимости от характера данных,
представленных в условии, можно выделить три основных типа задач: задачи с полным
набором необходимых данных; задачи с недостающей информацией, требующей
дополнительного поиска; задачи с избыточными данными, среди которых нужно выделить
существенные.
При оценке биологических задач во внимание принимаются следующие критерии:
отметка «5» ставится, если: полно раскрыто содержание ответа в соответствии
с критериями; четко и правильно записаны биологические научные термины; правильно
оформлена задача; в решении нет ошибок; решение сопровождается объяснением; записан
ответ;
отметка «4» ставится, если: правильно оформлена задача; в решении нет ошибок;
решение оформлено без объяснения или оно содержит неточности; записан ответ;
отметка «3» ставится, если: правильно оформлена задача; в решении задач допущены 1–
2 ошибки; решение оформлено без объяснения; записан ответ;
отметка «2» ставится, если: допущены ошибки при оформлении задачи; имеются
множественные ошибки в решении задач; решение оформлено без объяснения; ответ
отсутствует.
Лабораторная работа – форма самостоятельной работы обучающихся по биологии,
который предполагает выполнение практических упражнений по применению
теоретического материала на практике под руководством учителя. Лабораторная работа
является связующей между теорией и практикой. Этапы проведения лабораторной работы:
обязательная предварительная теоретическая подготовка, озвучивание темы, проведение
инструктажа, распределение оборудования и инструктивных карточек, контроль и коррекция
действий обучающихся, запись результатов и выводов в тетради, заключительная беседа.
Оценивание лабораторных работ проводится по критериям:
отметка «5» ставится, если: выполнена работа в полном объеме с
соблюдением
последовательности
проведения
наблюдений,
опытов и измерений;
самостоятельно и рационально выбрано все необходимое оборудование; все опыты проведены
в условиях, обеспечивающих получение результатов; в представленном отчете правильно и
аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделаны
выводы; правильно выполнен анализ погрешностей; соблюдены требования безопасности
труда;
отметка «4» ставится, если: выполнена работа в полном объеме и при
условии проведения наблюдений, опытов и измерений; выбрано и подготовлено для
опыта оборудование, все опыты проведены, результаты и выводы получены необходимой
точностью; в представленном отчете выполнены все записи, таблицы, рисунки, чертежи,
графики, вычисления и сделаны выводы; правильно выполнен анализ погрешностей;

соблюдены требования безопасности труда;
отметка «3» ставится, если: работа выполнена не полностью, но объем выполненной
части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения наблюдений, опытов и
измерений были допущены следующие ошибки: опыт проводился в нерациональных условиях,
что привело к получению результатов с большей погрешностью, или в отчете были допущены
в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях,
графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.) не принципиального для данной
работы характера, не повлиявших на результат выполнения, или не выполнен совсем или
выполнен неверно анализ погрешностей, или работа
выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить
правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
отметка «2» ставится, если: работа выполнена не полностью и объем выполненной части
работы не позволяет сделать правильные выводы, или наблюдения, опыты, измерения,
вычисления, производились неправильно, или в ходе работы и в отчете обнаружились в
совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»; в тех случаях, когда
обучающийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы
и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по
усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Практическая работа – форма самостоятельной работы обучающихся по биологии,
которая предполагает выполнение практических упражнений для закрепления, углубления и
развития теоретических знаний на практике по заданию и под контролем учителя.
Практическая работа может состоять из лабораторных опытов, решения задач,
определения систематической принадлежности растений или животных, заданий на
применение знаний в реальных ситуациях и пр.
Этапы проведения практической работы, а также оценивание варьируются в зависимости
от типа работы. В случае лабораторных опытов практическую работу целесообразно оценивать
по критериям для лабораторных работ, в случае решения задач следует использовать критерии
для оценивания задач и т. д.
Промежуточная аттестация и итоговое оценивание. Формой является контрольная
работа. Содержание контрольной работы обуславливается требованиями ФГОС и ФОП для
получения информации и степени подготовки учеников требованиям ФРП по биологии.
Контрольная работа может включать тестовую часть и оцениваться по критериям тестовых
заданий, задания с развернутым ответом, в том числе биологические задачи (имеют
прописанные критерии и оцениваются максимально 3 баллами). Критерии оценивания заданий
с развернутым ответом следующие:
3 балла выставляется за полный правильный ответ, включающий все необходимые
элементы (три и более) и не содержащий биологических ошибок;
2 балла выставляется в случае, если в ответе содержится от половины (2/3) до 3/4
элементов, указанных в эталоне, и отсутствуют биологические ошибки;

1 баллом оценивается выполнение задания в том случае, если в ответе допускаются
незначительные биологические неточности, раскрывается от 1/4 (1/3) до половины (2/3)
элементов;
0 баллов выставляется при отсутствии ответа, наличии ответа не на вопрос задания или
грубых биологических ошибок.
Итоговое оценивание может проводиться как в письменной, так и в устной форме.
Итоговая проверка необходима не только для проверки знаний обучающихся, но и для
определения степени овладения интеллектуальной и практической деятельностью. Устная
проверка может осуществляться в форме зачета или экзамена. Для успешной подготовки устной
проверке обучающиеся должны с начала изучения знать критерии и требования к уровню
подготовки по каждой теме. Письменная проверка проводится в форме контрольной работы или
итогового тестирования. В зависимости от объема контролируемого материала и
продолжительности его изучения выделяют формы итоговой проверки: тематическую, за
четверть, триместр, полугодие, год, итоговую аттестацию за основную школу и за среднюю
школу в 11 классе.
Использование
цифровых
образовательных
ресурсов
(средств
обучения,
представленных в электронном формате) удобно, поскольку имеет встроенную систему
оценивания и при использовании проверенных ресурсов (РЭШ, МЭШ, открытый банк заданий
ЕГЭ и пр.) обеспечивает полноценную проверку по необходимому блоку знаний.
Проектная деятельность формирует у обучающихся способность действовать
самостоятельно, инициативно и ответственно, используя предметные знания в качестве
инструмента для решения проблемы. Учебная проектная деятельность направлена на получение
субъективно новых знаний или обогащение собственного опыта обучающегося при
обязательном
использовании научных методов познания природы. Она должна завершаться материальным и
применимым продуктом – макет, модель, отчетные материалы.
Последовательность основных действий при выполнении проекта:
1.
Подготовительный этап (идея проекта).
2.
Организационный этап.
2.1.
Планирование деятельности.
2.2.
Исполнение проекта.
3.
Этап представления готового продукта.
4.
Этап оценки процесса и результатов работы.
Обязательным условием проектной деятельности является ведение дневника, в котором
отражаются все этапы работы, задачи для каждого этапа и прослеживается алгоритм работы над
проектом.
Оценивание проектной работы осуществляются при помощи разработанных критериев.
Критерии могут разрабатываться в ОО или организацией, на базе которой проходит конкурс
проектных работ.

Критерии оценки проектной работы:
Этап

Элементы этапа

Количество
баллов

Сумма
баллов
за этап

Формулировка проблемы

0–3

11

Определение цели

0–2

Формат продукта

0–2

Задачи проекта

0–2

Оценка необходимых ресурсов

0–2

Составление плана работы

0–3

Работа с информацией

0–5

Создание продукта

0–10

Ведение дневника проекта

0–3

Содержание выступления

0–5

Презентабельность продукта

0–5

продукта

Применимость продукта

0–5

Этап оценки

Рефлексия

0–10

Подготовительный
этап

Организационный
этап

Этап
представления

21

15

10

Оценивание
исследования
должно
осуществляться
в
соответствии с
критериями,
разработанными
в
образовательной
организации или организацией,
проводящей конкурсы исследовательских работ.
Оценивание
исследовательских
работ
осуществляется в соответствии с
приведенными в таблице критериями оценивания исследовательских работ.
Этап работы

Тема исследования

Цель и задачи

Обзор литературы

Методы исследования

Элементы этапа

Баллы

Сумма
баллов
за этап

Формулировка проблемы

0–2

6

Актуальность исследования

0–2

Формулировка
вопроса

0–2

исследовательского

Формулировка цели

0–2

Соответствие задач цели работы

0–2

Составление списка и
цитирование источников

0–3

правильное

Оформление работы

5

Достоверность источников

0–2

Соответствие методов цели работы

0–3

3

0–2

5

Проведение исследования Сбор данных

Интерпретация
результатов

4

Проведение эксперимента

0–3

Статистическая обработка результатов

0–2

Выявление закономерностей

0–2

Соответствие предыдущим исследованиям по теме

0–2

Уникальность текста не менее 70%

0–2

Представление в наглядной форме

0–2

6

4

Для выставления отметки за исследовательскую деятельность осуществляется
обращение к стандартной шкале перевода баллов в оценку:
отметка «5» выставляется, если обучающийся набрал суммарно 33–28 балов;
отметка «4» выставляется, если сумма составляет 27–22 баллов;

отметка «3» выставляется при сумме 21–16 баллов;
отметка «2» выставляется, если набрано 15 баллов и меньше.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».