эколого-экспедиционный отряд

Пояснительная записка
Программа «Эколого-экспедиционный отряд» разработана в соответствии с
документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года №273-ФЗ, Концепцией развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р), Приказом Министерства
образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам», Постановлением Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 года «41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
Направленность программы - краеведческая
Актуальность программы определяется запросом со стороны родителей и детей на
программы экологического развития школьников, развития творческих, спортивных
способностей через формирование экологической культуры.
У обучающихся формируется интерес к данной деятельности, расширяются и
углубляются знания по предмету:
 лучше усваивается программный материал,
 совершенствуются навыки экологического мастерства,
 расширяется эколого – биологический кругозор,
 воспитывается навыки работы в коллективе,
 развиваются творческие способности,
 повышается экологическая культура и т. д.
Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается
в том, чтобы создать условия, при которых подростки проявляют творческие способности,
ответственность, самостоятельность. Соответственно требуется, чтобы полученные знания
подросток мог применять.
Данное объединение развивает и реализует творческие, экологические и спортивные
способности учащихся через экологические выходы в природу..
Подготовка материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности:
это
подготовка практикумов, экскурсий на природу, организации фенологических
наблюдений, слетов туристов, написание заметок, редактирование собранного материала,
компьютерный набор материала, создание экологических маршрутов.
В результате работы по выпуску материала возрастает мотивация учащихся к
обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки коллективного творчества,
повышают эколого-биологические знания, получают первый экспедиционный опыт.
Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных
способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Экспедиционно-экологический отряд нацеливает школьников на исследовательскую
работу, способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию
операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения в
походных условиях, а также использование современных компьютерных технологий.
Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности ребенка,
учит бережно относиться к природе родного края и к природе в целом.
Педагогическая целесообразность программы. Развитие экологической культуры
– многогранный образовательный процесс, включающий в себя развитие креативных
качеств личности ребёнка, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью
взаимодействия с другими людьми, с объектами окружающего мира, выполнять различные
социальные роли в группе и коллективе.
Адресат программы: Программа рассчитана на учащихся 11-16 лет.
Для обучения принимаются все желающие.
Язык преподавания: русский.

Объем и срок освоения программы: Продолжительность обучения по программе-1
год. Занятия проводятся 3 часа в неделю, 36 учебных недель, 108 часов в год.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей.
Уровневость программы: базовая
Форма обучения: очная. Формы организации деятельности учащихся на занятии:
индивидуальная, групповая.
Формы работы:
 теоретические занятия
 практические занятия
 экскурсии
 походы
 проектная деятельность
 презентация своего творчества
 викторины
 квест
 разные формы оформления и др.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для формирование ответственного отношения обучающихся к
окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и
экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.
Задачи:
формировать интерес к изучению природы родного края;
- воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
-углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
-формировать представления о природных сообществах области;
- формировать представления об охраняемых территориях России и своей области;
- привитие первичных эколого-туристских навыков и умений: поведенческих,
опознавательных, преобразовательных, начать работу по формированию организационнопропагандистских эколого-туристских навыков и умений;
- углубление и расширение эколого-краеведческих знаний, привитие навыков
исследовательской работы;
- формирование чувства бережного отношения к природе родного края;
- развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в процессе
работы ОДО.
Задачи (этапы решения цели):
1.Образовательные

- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости.
2. Воспитательные
- сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы
- воспитание экологической культуры
- воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции
3. Развивающие
- повышение коммуникативных способностей детей
- повышение статуса детей в школьном коллективе

- развитие и реализация творческих , спортивных способностей учащихся через экологоэкспедиционную деятельность
1. Планируемые результаты освоения программы
Учащиеся должны знать понятия:
- об основных теоретических понятиях экологического туризма.
- географию экологотуристских ресурсов.
- историю развития экологического туризма родного края и в России;
- основные туристские навыки.
Уметь:
- ориентироваться в основных понятиях курса экологический туризм.
- ориентироваться в основах экологического туризма и в основных проблемах данной
туристической отрасли;
- применять основные туристские навыки на практике.
Владеть:
- навыками применения на практике полученных теоретических (составление проекта) и
практических знаний (туристический поход).
Презентовать проекты, участие в школьных и районных научно-практических
конференциях (конкурсах исследовательских работ), выставках краеведческого направления.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью. Для
достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики
обучения. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на
основе дифференцированного подхода.
Личностные результаты
Личностными результатами освоения курса являются:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты
Метапредметными
результатами
освоения
курса
являются:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Предметные результаты
Предметными результатами освоения курса являются:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости.
2. Календарный учебный график
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов в год

36
3
108

Даты начала и окончания учебных периодов

1.09.2021-31.05.2022

3. Учебный план

№

1

2

3
4

5

6

7
8

9

10

11

Наименование темы

Чем полезны и интересны
походы и путешествия.
Туризм и охрана природы
Наш край. Экологические
проблемы Урала
Как организовать
экологическую экспедицию
Наблюдения за погодой в
походе. Причины
изменения погоды. Охрана
воздуха
Краеведческие
наблюдения. Фиксирование
их в экспедиции.
Оборудование для
экспедиционной работы
Туристское и
экспедиционное
снаряжение. Самодельное
снаряжение,
способствующее охране
окружающей среды
Особенности лыжного
похода
Туристский быт. Узлы.
Правила поведения туриста
в природе
Правила санитарии и
гигиены. Первая
доврачебная помощь в
походе, экспедиции..
Санитарно-гигиенические
эколого-экспедиционные
умения. Лесная аптека
Топографическая
подготовка юного туристаэколога .Ориентирование
на местности. Спортивное
ориентирование
Физическая подготовка
юного туриста-эколога.

Всего
2

Количество часов
Практические занятия
Теоретические
Экскурсии,
в помещении
занятия
походы
1
1
—

15

12

1

2

7

5

1

1

8

5

1

2

6

4

1

1

5

4

1

—

9

6

1

2

10

11

1

2

8

7

1

-

14

13

1

-

4

3

1

12
13
14

Преодоление естественных
препятствий в экспедиции,
в различном природном
окружении
Подготовка к летней
экологической практике.
Туристический поход
Подведение итогов
путешествия
Итого

4

2

2

-

5
1

1
—

1
1

3
—

108

75

20

13

4. Содержание программы
Программа выявляет, развивает и реализует творческие способности учащихся через
создание текстов, через знакомство с аспектами поэтического мастерства научиться самим
создавать стихи, малую прозу, анализировать лирические произведения собственного
сочинения и других авторов, научиться их интерпретации, учиться принципам общения,
становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения,
творческими личностями.
№
1.

Тема

2.

Наш край.
Экологические
проблемы края.
15 часов.

Чем
полезны и
интересны
походы и
путешествия.
2 часа

содержание
Чем полезны и
интересны походы и
путешествия. Туризм и охрана
природы.
Практическая работа:
Заполнение анкеты
кружковца. Подбор девиза,
песни, эмблемы. Определение
состава актива кружка.
Географическое
положение,
природные
условия и ресурсы. Хозяйство
Урала.
Историческое
дореволюционное
прошлое
нашего края.
Боевые и
трудовые подвиги народа.
Народное творчество нашего
края. Туристские возможности
родного края.
Развитие
массового
самодеятельного
туризма Проблемы охраны и
сохранения
природного
единства в зонах отдыха и
туризма.
Развитие
промышленного
освоения
территории края. Усиление
воздействия
хозяйственной
деятельности человека на

теория
практика
1 час
1 час
Чем полезны и Практическая
интересны
работа:
походы
и Заполнение
путешествия.
анкеты
Туризм
и кружковца.
охрана
Подбор
девиза,
природы.
песни, эмблемы.
Определение
состава
актива
кружка.
12 часов
3 часа
Географическо Составление
е положение, ребусов,
природные
кроссвордов.
условия
и Экскурсия
«
ресурсы.
Природные
Хозяйство
комплексы
Урала.
окрестности
Историческое
школы».
дореволюцион
ное
прошлое
нашего
края.
Боевые
и
трудовые
подвиги
народа.
Народное
творчество
нашего
края.

окружающую
среду.
Экологические
проблемы
края. Практическая работа с
политикоадминистративными,
экономическими и физикогеографическими
Урала.
Составление
ребусов,
кроссвордов по географии,
истории и культуре края.
Выбор
краеведческого
задания, индивидуального и
группового;
подборка
краеведческой литературы и
составление
плана
его
выполнения
в
течение
учебного года.
Экскурсия
в
природу
«Природные
комплексы
окрестности школы».

Туристские
возможности
родного края.
Развитие
массового
самодеятельног
о
туризма
Проблемы
охраны
и
сохранения
природного
единства
в
зонах отдыха и
туризма.

Теоретическая
и
практическая
подготовка
путешествия, этапы. План
подготовки к походу. Права и
обязанности
участников
похода. Разрядные требования
юного
туриста,
нормы
нагрузки туриста. Инструкция
по организации и проведению
туристских
походов,
путешествий и экспедиций с
учащимися
общеобразовательных школ.
Практическая
работа.
Разработка похода выходного
дня (ПВД) однодневного,
лыжного. Составление сметы
расходов, списка личного и
группового
снаряжения.
Проверка снаряжения.
Экскурсия-поход
«Зимний
лес». Закрепление экологотуристских умений.

5 часов
Теорети
ческая
и
практическая
подготовка
путешествия,
этапы.
План
подготовки к
походу. Права
и обязанности
участников
похода.
Разрядные
требования
юного туриста,
нормы
нагрузки
туриста.
Инструкция по
организации и
проведению
туристских
походов,
путешествий и
экспедиций с
учащимися
общеобразоват
ельных школ.

3

Как
организовать
туристское
путешествие.
7 часов.

4

Наблюдени Климат и погода своей 5 часов
е за погодой в
местности.
Микроклимат Климат и
походе.
городов. Как предсказать погода своей

2 часа
Практическая
работа.
Разработка похода
выходного
дня
(ПВД)
однодневного,
лыжного.
Составление
сметы расходов,
списка личного и
группового
снаряжения.
Проверка
снаряжения.
Экскурсия-поход
«Зимний
лес».
Закрепление
экологотуристских
умений.

3 часа
Практическая
работа.

Причины
изменения
погоды. Охрана
воздуха. 8 часов.

погоду.
Самодельные
метеорологические приборы.
Меры охраны атмосферного
воздуха.
Необходимость
наблюдений за погодой в
походе. Предсказание погоды
растениями,
животными.
Дневник
наблюдений
за
погодой.
Практическая
работа.
Изготовление
самодельных
метеорологических приборов,
вычерчивание
дневника
погоды и его заполнение.
Экскурсия «Наблюдение за
погодой».

5

Краеведчес
кие наблюдения.
Фиксирование
их в экспедиции.
Оборудование
для
экспедиционной
работы. 6 часов.

Как
организовать
краеведческие
наблюдения.
Сбор
и
оформление
краеведческого
материала.
Оборудование для
работы.
Полевой дневник туристаэколога.
Экологоэкспедиционные умения по
изучению природы края.
Практическая
работа.
Изготовление
простейшего
оборудования
для
краеведческих
наблюдений.
Составление
дневника
фенолога.
Экскурсия «Фенологические
наблюдения в природе».

6

Туристское

Подбор
необходимого
группового
и
личного
снаряжения в зависимости от
погоды и района путешествия.
Виды рюкзаков и палаток.
Состав ремонтного набора.
Самодельное
снаряжение,
способствующее
охране
природы (колышки и стойки
для
палатки,
костровое
оборудование).
Практическая
работа.
Составление
списка
группового
и
личного
снаряжения.
Установка

и
экспедиционное
снаряжение.
Самодельное
туристское
снаряжение,
способствующее
охране
окружающей
среды. 5 часов.

местности.
Микроклимат
городов. Как
предсказать
погоду.
Самодельные
метеорологиче
ские приборы.
Меры охраны
атмосферного
воздуха.
Необходимость
наблюдений за
погодой в
походе.
Предсказание
погоды
растениями,
животными.
4 часа
Как
организовать
краеведческие
наблюдения.
Сбор и
оформление
краеведческого
материала.
Оборудование
для работы.
Полевой
дневник
туристаэколога.
Экологоэкспедиционны
е умения по
изучению
природы края
4 часа
Подбор
необходимого
группового и
личного
снаряжения в
зависимости от
погоды
и
района
путешествия.
Виды рюкзаков
и
палаток.
Состав
ремонтного
набора.

Изготовление
самодельных
метеорологически
х
приборов,
вычерчивание
дневника погоды
и его заполнение.
Экскурсия
«Наблюдение за
погодой».

2 часа
Практическая
работа.
Изготовление
простейшего
оборудования для
краеведческих
наблюдений.
Составление
дневника
фенолога.
Экскурсия
«Фенологические
наблюдения
в
природе».

1 час
Практическая
работа.
Составление
списка
группового
личного
снаряжения.
Установка
палатки,
устройство
бивака.
Подготовка
ремонт
имеющегося

и

и

палатки, устройство бивака.
Подготовка
и
ремонт
имеющегося
снаряжения,
укладка
рюкзака.
Изготовление
самодельного
снаряжения.

7

Особеннос
ти лыжного
похода. 9 часов.

8

Туристский быт.
Узлы. Правила
поведения

Самодельное
снаряжение,
способствующе
е
охране
природы
(колышки
и
стойки
для
палатки,
костровое
оборудование).

снаряжения,
укладка рюкзака.
Изготовление
самодельного
снаряжения.

6 часов
Особенно
сти
зимнего
похода:
климатические
условия,
способы
передвижения,
снаряжение и т.
д. Групповое и
личное
снаряжение
зимнего
похода.
Особенности
зимнего
бивака,
кострище.
Установка
палатки и виды
палаток.
Правила
выбора места и
устройства
бивака
и
кострища
в
зимнем походе.
Способы
определения
сухостоя
зимой,
сбор
топлива.
Оказание
первой
медицинской
помощи
в
зимнем походе
(обморожение,
простудные
заболевания).
Правильный выбор места 6 часов
туристского бивака с учетом Правильный
особенностей
природного выбор места

3 часа
Практическая
работа.
Комплектование
специального
снаряжения,
укладка рюкзака.
Изготовление
бахил,
масок,
кострового
оборудования.
Ремонт
лыж.
Отработка
тактики хождения
на
лыжах,
определение
сухостоя и его
заготовка
для
костра.
Поход выходного
дня. Закрепление
экологотуристских
навыков и умений
— поведенческих,
опознавательных.

Особенности
зимнего
похода:
климатические
условия,
способы
передвижения, снаряжение и
т. д. Групповое и личное
снаряжение зимнего похода.
Особенности зимнего бивака,
кострище. Установка палатки
и виды палаток.
Правила
выбора места и устройства
бивака и кострища в зимнем
походе. Способы определения
сухостоя зимой, сбор топлива.
Оказание первой медицинской
помощи в зимнем походе
(обморожение,
простудные
заболевания).
Практическая
работа.
Комплектование специального
снаряжения, укладка рюкзака.
Изготовление бахил, масок,
кострового
оборудования.
Ремонт
лыж.
Отработка
тактики хождения на лыжах,
определение сухостоя и его
заготовка для костра.
Поход выходного дня.
Закрепление экологотуристских навыков и умений
— поведенческих,
опознавательных.

7 часов
Практические
работы:

9

туриста в
природе. 13
часов.

окружения. Снятие бивака.
Уборка
места
лагеря,
противопожарные
меры.
Различные типы костров,
устройство кострища. Сушка
и ремонт обуви. Набор
продуктов, меню, хранение
продуктов.
Приготовление
пищи, использование ягод и
грибов, правила их сбора.
Режим дня в походе, дневки,
игры. Правила поведения
туриста
в
походе.
Практические работы:
Составление меню одно-,
двух- и трехдневного похода
(деловая игра).
Пользование топором, пилой,
лопатой, ремонтным набором
(инструментами).
Установка и снятие палатки,
разжигание костра,
приготовление пищи на
костре, вязка узлов.
Изготовление чертежей,
макетов, моделей различных
типов костров, палаток,
очагов, биваков, узлов.
Деловая игра «Наши проекты»
— экологически «безопасный
очаг», бивак.
Поход. Организация игр в
пути и на привале.
Составление «Памятки
туриста-эколога». Деловая
игра «Наши проекты» —
экологически «чистый
привал».

туристского
бивака с
учетом
особенностей
природного
окружения.
Снятие бивака.
Уборка места
лагеря,
противопожарн
ые меры.
Различные
типы костров,
устройство
кострища.
Сушка и
ремонт обуви.
Набор
продуктов,
меню,
хранение
продуктов.
Приготовление
пищи,
использование
ягод и грибов,
правила их
сбора. Режим
дня в походе,
дневки, игры.
Правила
поведения
туриста в
походе

Правила
санитарии и
гигиены. Первая
доврачебная
помощь в
походе.
Санитарногигиенические
умения. Лесная
аптека. 8 часов.

Гигиенические
требования
в
походе.
Санитарно-гигиенические
умения и способы действий:
не допускать загрязнения
водоемов,
избегать
загрязнений мест стоянок
бытовыми
отходами.
Лекарственные
растения,
используемые
в
походе,
правила их сбора, ядовитые
грибы и растения. Умывание,
купание,
закаливание
в
походе. Уход за ногами.

7 часов
Гигиеничес
кие требования
в
походе.
Санитарногигиенические
умения
и
способы
действий:
не
допускать
загрязнения
водоемов,
избегать
загрязнений

Составление
меню одно-, двухи
трехдневного
похода (деловая
игра).
Пользование
топором, пилой,
лопатой,
ремонтным
набором
(инструментами).
Установка и
снятие палатки,
разжигание
костра,
приготовление
пищи на костре,
вязка узлов.
Изготовление
чертежей,
макетов, моделей
различных типов
костров, палаток,
очагов, биваков,
узлов. Деловая
игра «Наши
проекты» —
экологически
«безопасный
очаг», бивак.
Поход.
Организация игр в
пути и на привале.
Составление
«Памятки
туриста-эколога».
Деловая игра
«Наши проекты»
— экологически
«чистый привал».
1 час
Практические
занятия.
Отработка
приемов
самоконтроля.
Комплектование
походной
аптечки,
отработка
навыков оказания
первой
медицинской
помощи,

Требования к обуви, одежде.
Питьевой режим в походе,
правила
обеззараживания
воды.
Практические
занятия.
Отработка
приемов
самоконтроля.
Комплектование
походной
аптечки, отработка навыков
оказания первой медицинской
помощи,
изготовления
носилок
для
переноски
пострадавшего из подручных
средств,
санитарногигиенических
умений
и
способов
действий;
определение лекарственных
растений, ядовитых грибов и
растений.
Нахождение
питьевой
воды
и
ее
обеззараживание.

10

Топографическа
я подготовка
юного туриста эколога.
Ориентирование
на местности.
Спортивное
ориентирование.
14 часов.

Значение навыков
ориентирования для туриста.
Карта и приемы работы с ней.
Компас и работа с ним.
Азимут. Спортивное
ориентирование, карта
спортивного ориентирования.
Практическая работа.
Определение расстояния на
местности приборами и на
глаз. Глазомерная съемка
участка пути, площадная
топосъемка. Ориентирование
на местности с помощью карт
и местных признаков,
определение точки стояния.
Движение по азимуту,
определение азимута на
предмет.
Чтение топографической
карты и карты спортивного
ориентирования.
Топографический
диктант,
задания и упражнения по
карте. Игры и соревнования
по
спортивному
ориентированию
на
местности.
Изготовление
планшетов для спортивного

мест стоянок
бытовыми
отходами.
Лекарственные
растения,
используемые в
походе,
правила
их
сбора,
ядовитые
грибы
и
растения.
Умывание,
купание,
закаливание в
походе. Уход
за
ногами.
Требования к
обуви, одежде.
Питьевой
режим
в
походе,
правила
обеззараживан
ия воды.
13 часов
Значение
навыков
ориентировани
я для туриста.
Карта и
приемы работы
с ней. Компас и
работа с ним.
Азимут.
Спортивное
ориентировани
е, карта
спортивного
ориентировани
я.
Практическая
работа.
Определение
расстояния на
местности
приборами и на
глаз.
Глазомерная
съемка участка
пути,
площадная
топосъемка.
Ориентировани

изготовления
носилок
для
переноски
пострадавшего из
подручных
средств,
санитарногигиенических
умений
и
способов
действий;
определение
лекарственных
растений,
ядовитых грибов
и
растений.
Нахождение
питьевой воды и
ее
обеззараживание.

1 час
Чтение
топографической
карты и карты
спортивного
ориентирования.
Топографический
диктант, задания
и упражнения по
карте. Игры и
соревнования по
спортивному
ориентированию
на
местности.
Изготовление
планшетов
для
спортивного
ориентирования.
Беседа «Внимание
и собранность —
половина успеха в
ориентировании».

ориентирования.
Беседа
«Внимание и собранность —
половина
успеха
в
ориентировании».

11

Физическая
подготовка
юного туристаэколога.
Преодоление
естественных
препятствий в
различном
природном
окружении в
походе. 4 часа.

Требования
к
сдаче
нормативов на значки ГТО.
Физическая подготовка юного
туриста. Утренняя зарядка и
специальные
виды
упражнений.
Особенности
хождения туристов в разном
природном
окружении,
преодоление
естественных
препятствий
(техника),
поведенческие умения.
Практические занятия.
Составление комплекса
утренней зарядки и
специальных упражнений.
Тренировка по наведению
навесной переправы,
переправы по бревну через
ручей (овраг), организация
страховки и самостраховки.

12

Подготовка к
летней
экологической
практике. 5
часов.

Правила организации и
проведения
туристского
похода. Обязанности в группе.
Дисциплина
в
походе.
Особенности снаряжения для
летнего
пешего
похода.
Специальное снаряжение для
экспедиционной
работы.
Выбор
экспедиционнокраеведческого
задания.
Питание
в
походе.
Организация питания, набор
продуктов по калорийности,
режим питания. Привалы и
ночлеги. Периодичность и
продолжительность привалов.
Правила выбора места для
бивака и его устройства.

е на местности
с помощью
карт и местных
признаков,
определение
точки стояния.
Движение по
азимуту,
определение
азимута на
предмет.
3 часа
Требован
ия к сдаче
нормативов на
значки
ГТО.
Физическая
подготовка
юного туриста.
Утренняя
зарядка
и
специальные
виды
упражнений.
Особенности
хождения
туристов
в
разном
природном
окружении,
преодоление
естественных
препятствий
(техника),
поведенческие
умения.
3 часа
Правила
организации и
проведения
туристского
похода.
Обязанности в
группе.
Дисциплина в
походе.
Особенности
снаряжения для
летнего пешего
похода.
Специальное
снаряжение для
экспедиционно
й
работы.

1 час
Практические
занятия.
Составление
комплекса
утренней зарядки
и специальных
упражнений.
Тренировка по
наведению
навесной
переправы,
переправы по
бревну через
ручей (овраг),
организация
страховки и
самостраховки.

2 часа
Практическая
работа.
Разработка
маршрута,
составление
сметы расходов,
распределение
обязанностей.
Оформление
походной
документации
(дневников,
маршрутного
листа).
Комплектование
снаряжения,
укладка рюкзака,

Практическая
работа.
Разработка
маршрута,
составление сметы расходов,
распределение обязанностей.
Оформление
походной
документации
(дневников,
маршрутного
листа).
Комплектование снаряжения,
укладка рюкзака, вязка узлов.
Составление походного меню,
определение
расхода
продуктов. Тренировка по
установке палатки. Изучение
лекарственных растений края,
закрепление
навыков
доврачебной помощи, навыков
сбора
лекарственных
растений.

13

Туристский
поход. 5 часов.

14

Подведение
итогов. 1 час

Выбор
экспедиционно
краеведческого
задания.
Питание
в
походе.
Организация
питания, набор
продуктов по
калорийности,
режим
питания.
Привалы
и
ночлеги.
Периодичность
и
продолжительн
ость привалов.
Правила
выбора места
для бивака и
его устройства.
Знакомство с маршрутом
1 час
похода, краеведческой
Знакомство с
литературой.
маршрутом
Практическая работа (поход). похода,
Выполнение
краеведческих краеведческой
заданий,
игры
по литературой.
ориентированию.
Соревнование по туртехнике.
Закрепление
экологотуристских навыков и умений
—
поведенческих,
опознавательных,
преобразовательных.

Практическая работа.
Оформление походных
документов, краеведческого
материала к выставке,
оформление фотогазеты.
Определение задания на лето

вязка
узлов.
Составление
походного меню,
определение
расхода
продуктов.
Тренировка
по
установке
палатки. Изучение
лекарственных
растений
края,
закрепление
навыков
доврачебной
помощи, навыков
сбора
лекарственных
растений.

4 часа
Практическая
работа
(поход).
Выполнение
краеведческих
заданий, игры по
ориентированию.
Соревнование по
туртехнике.
Закрепление
экологотуристских
навыков и умений
— поведенческих,
опознавательных,
преобразовательн
ых.
1 час
Практическая
работа.
Оформление
походных
документов,
краеведческого
материала к
выставке,
оформление
фотогазеты.
Определение
задания на лето.

5. Календарно-тематическое планирование
№

Название раздела, темы

всего

теория

2

2

1

Чем полезны и интересны
походы и путешествия.
Чем полезны и интересны
походы и путешествия.
Туризм и охрана природы.

2

3

4
5

6
7
8
9
10

11

12

13
14

15

16

практика

1

Форма
занятия

Форма
контроля

презентация

фотоотчет

1

Наш край. Экологические
15
проблемы края .
Географическое положение,
природные
условия
и
ресурсы.
Хозяйство Урала.

10

Историческое
дореволюционное прошлое
нашего края.
Боевые и трудовые подвиги
народа.
Народное творчество нашего
края.
Туристские
возможности
родного края.
Развитие
массового
самодеятельного туризма
Проблемы
охраны
и
сохранения
природного
единства в зонах отдыха и
туризма.
Развитие промышленного
освоения территории края.

1

Усиление
воздействия
хозяйственной деятельности
человека на окружающую
среду.
Экологические проблемы
края.
Викторина «Знаешь ли ты
свой край?». Участие в ее
подготовке и проведении
Тема 3. Как организовать 7
туристское путешествие
Теоретическая
и
практическая
подготовка
путешествия, этапы. План
подготовки к походу. Права
и обязанности участников
похода.
Разрядные требования юного

1

5

1

презентация

1

конференци
я
презентация

1
1

Участие в
фестивале

1

Работа с
атласом

1
1

доклады

1

2

1

2

5
1

1

Занятиепрактикум

17

18

19

20

21

22

23
24

25

26
27
28

29

туриста, нормы нагрузки
туриста.
Инструкция по организации
и проведению туристских
походов, путешествий и
экспедиций с учащимися
общеобразовательных школ
Разработка
похода
выходного
дня
(ПВД)
однодневного, лыжного.
Экскурсия-поход
«Зимний
лес».

Тема 4. Наблюдение за 8
погодой в походе. Причины
изменения погоды. Охрана
воздуха
Климат и погода своей
местности.
Микроклимат
городов. Как предсказать
погоду.
Самодельные
метеорологические приборы.
Меры охраны атмосферного
воздуха.
Необходимость наблюдений
за погодой в походе.
Предсказание погоды
растениями, животными.
Дневник наблюдений за
погодой.
Изготовление самодельных
метеорологических
приборов,
вычерчивание
дневника погоды и его
заполнение.
Экскурсия «Наблюдение за
погодой».
Тема 5. Краеведческие 6
наблюдения.
Фиксирование
их
в
экспедиции. Оборудование
для
экспедиционной
работы
Как
организовать
краеведческие наблюдения.
Сбор и оформление
краеведческого материала.
Оборудование для работы.
Полевой дневник туристаэколога.
Эколого-экспедиционные

лекция

1

фотоотчет

Закреплен
ие
экологотуристски
х умений

4

фотогазет
а

4

1

Работа
с
атласом,
приметами

1

доклад

1

Лекция
презентация

Творческа
я работа

1

проект

проект

1

диспут

дневник

1

проект

4

2

1
1

30

31

32

33
34
35
36

37

38

39
40

41

42

умения по изучению
природы края.
Изготовление простейшего
оборудования
для
краеведческих наблюдений.
Составление
дневника
фенолога
Экскурсия «Фенологические
наблюдения в природе».
5
Тема 6. Туристское и
экспедиционное
снаряжение. Самодельное
туристское снаряжение,
способствующее охране
окружающей среды.
Подбор необходимого
группового и личного
снаряжения в зависимости от
погоды и района
путешествия.
Виды рюкзаков и палаток.
Состав ремонтного набора.
Состав ремонтного набора.
Составление
списка
группового
и
личного
снаряжения.
Установка
палатки, устройство бивака.
Подготовка
и
ремонт
имеющегося
снаряжения,
укладка
рюкзака.
Изготовление самодельного
снаряжения
9
Тема 7. Особенности
лыжного похода
Особенности зимнего
похода: климатические
условия, способы
передвижения, снаряжение.
Групповое и личное
снаряжение зимнего похода.
Особенности зимнего
бивака, кострище.
Установка палатки и виды
палаток.
Правила выбора места и
устройства бивака и
кострища в зимнем походе.
Способы определения
сухостоя зимой, сбор
топлива.
Оказание первой
медицинской помощи в

Круглый
стол

4

1

1

лекция
Круглый
стол
лекция

1
1
1
1

6

Практичес
кая работа

3

1

игра

1

мастерская

1

Практическ
ая работа

1

1

1

Занятиепрактика

43

44

45

46

47
48

49

50
51

52

53

зимнем походе
(обморожение, простудные
заболевания).
Комплектование
специального снаряжения,
укладка рюкзака.
Изготовление бахил, масок,
кострового оборудования.
Ремонт лыж. Отработка
тактики хождения на лыжах,
определение сухостоя и его
заготовка для костра.
Поход выходного дня.
Закрепление экологотуристских навыков и
умений — поведенческих,
опознавательных
13
Тема 8. Туристский быт.
Узлы. Правила поведения
туриста в природе
Правильный выбор места
туристского бивака с учетом
особенностей природного
окружения.
Снятие бивуака. Уборка
места лагеря,
противопожарные меры.
Различные типы костров,
устройство кострища.
Сушка и ремонт обуви.
Набор продуктов, меню,
хранение продуктов.
Приготовление пищи,
использование ягод и грибов,
правила их сбора.
Режим дня в походе, дневки,
игры. Правила поведения
туриста в походе.
Составление меню однодвух- и трехдневного похода
Пользование топором,
пилой, лопатой, ремонтным
набором (инструментами).
Установка и снятие палатки,
разжигание костра,
приготовление пищи на
костре, вязка узлов.
Изготовление чертежей,
макетов, моделей различных
типов костров, палаток,
очагов, биваков, узлов.
Деловая игра «Наши
проекты» — экологически

Практическ
ая работа

6

7

1

2

лекция

1

Практическ
ая работа

1

Круглый
стол

1

дискуссия

(деловая
игра).
проект

Практическ
ая работа

презентация

54

55

56

57

58
59

60

«безопасный очаг», бивуак.
Поход. Организация игр в
пути и на привале.
Составление «Памятки
туриста-эколога». Деловая
игра «Наши проекты» —
экологически «чистый
привал».
Тема 9. Правила санитарии 8
и гигиены. Первая
доврачебная помощь в
походе. Санитарногигиенические умения.
Лесная аптека
Гигиенические требования в
походе. Санитарногигиенические умения и
способы действий: не
допускать загрязнения
водоемов, избегать
загрязнений мест стоянок
бытовыми отходами.
Лекарственные
растения,
используемые в походе,
правила их сбора, ядовитые
грибы и растения.
Умывание, купание,
закаливание в походе. Уход
за ногами.
Требования к обуви, одежде.
Питьевой режим в походе,
правила обеззараживания
воды.
Отработка приемов
самоконтроля.
Комплектование походной
аптечки, отработка навыков
оказания первой
медицинской помощи,
изготовления носилок для
переноски пострадавшего из
подручных средств,
санитарно-гигиенических
умений и способов действий;
определение лекарственных
растений, ядовитых грибов и
растений. Нахождение
питьевой воды и ее
обеззараживание.
Тема 10. Топографическая
подготовка юного туристаэколога. Ориентирование
на местности. Спортивное

7

1

1

Практическ
ая работа

1

Творческая
мастерская

1

Круглый
стол

2
2
1

14

11

3

Игровая
познаватель
ная
программа
Практическ
ая работа

61

62
63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

ориентирование
Значение навыков
ориентирования для туриста.
Карта и приемы работы с
ней.
Компас и работа с ним.
Азимут.
Спортивное ориентирование,
карта спортивного
ориентирования.
Определение расстояния на
местности приборами и на
глаз. Глазомерная съемка
участка пути, площадная
топосъемка. Ориентирование
на местности с помощью
карт и местных признаков,
определение точки стояния.
Движение
по
азимуту,
определение азимута на
предмет
Чтение топографической
карты и карты спортивного
ориентирования.
Топографический диктант,
задания и упражнения по
карте.
Игры и соревнования по
спортивному
ориентированию на
местности.
Изготовление
планшетов для спортивного
ориентирования.
Игры и соревнования по
спортивному
ориентированию на
местности.
4
Физическая
подготовка юного туристаэколога. Преодоление
естественных препятствий
в различном природном
окружении в походе
Требования к сдаче
нормативов на значки ГТО.
Физическая подготовка
юного туриста.
Утренняя зарядка и
специальные виды
упражнений.
Особенности хождения
туристов в разном

1

конференци
я

2

Творческая
мастерская

2

Практическ
ая работа

1

лекция

3

лекция

2

Составлени
е опорной
схемы

3

1

Творческая
мастерская

1

Практическ
ая работа

1

Творческая
мастерская

1

1

1

Спортивны
й час

1

лекция

73

74

75

76

77

природном окружении,
преодоление естественных
препятствий (техника),
поведенческие умения.
Составление комплекса
утренней зарядки и
специальных упражнений.
Тренировка по наведению
навесной переправы,
переправы по бревну через
ручей (овраг), организация
страховки и самостраховки
5
Тема 12. Подготовка к
летней экологической
практике
Правила организации и
проведения туристского
похода. Обязанности в
группе. Дисциплина в
походе. Особенности
снаряжения для летнего
пешего похода. Специальное
снаряжение для
экспедиционной работы.
Выбор экспедиционнокраеведческого задания.
Питание в походе.
Организация питания, набор
продуктов по калорийности,
режим питания.
Привалы и ночлеги.
Периодичность и
продолжительность
привалов. Правила выбора
места для бивуака и его
устройства.
Разработка маршрута,
составление сметы расходов,
распределение обязанностей.
Оформление походной
документации (дневников,
маршрутного листа).
Комплектование снаряжения,
укладка рюкзака, вязка
узлов. Составление
походного меню,
определение расхода
продуктов. Тренировка по
установке палатки. Изучение
лекарственных растений
края, закрепление навыков
доврачебной помощи,
навыков сбора

1

3

презентация

2

1

1

Практическ
ая работа

1

2

Практическ
ая работа

78

79

80

81

лекарственных растений
Тема 13. Туристский поход 5
Знакомство с маршрутом
похода, краеведческой
литературой.
Практическая работа
(поход). Выполнение
краеведческих заданий, игры
по ориентированию.
Соревнование по туртехнике.
Закрепление экологотуристских навыков и
умений — поведенческих,
опознавательных,
преобразовательных
Игра-викторина «К тайнам
природы» (определение
лекарственных растений
края, в мире ориентиров).
Тема 14. Подведение итогов
Итого
108

2
1

3
лекция

3

Практическ
ая работа

фотоотчет

1

тестиро
вание

1
75

портфолио

33

6. Организационно-педагогические условия
Кадровое обеспечение: занятие проводится педагогом дополнительного образования,
аттестованного на соответствие занимаемой должности.
Ежегодно составляются справки по кадровому обеспечению, обеспеченности учебными
изданиями и электронными ресурсами, материально-техническому обеспечению, безопасным
и специальным условиям реализации программ для основных и дополнительных
образовательных программ, которые являются неотъемлемой частью образовательной
программы. Информация по лицензионным условиям размещается в специальном разделе
«Сведения об образовательной организации».
Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка в процессе
усвоения им программы проводится раз в полгода.
Один из способов фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных
образовательных результатов обучающегося в период его обучения - «Портфолио».
Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка в процессе
усвоения им программы проводится раз в полгода.

Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка
в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной программы
Показатели

Критерии

1. Теоретическая подготовка

Степень выраженности
оцениваемого качества

Оценка
в баллах

1.Теоретические
знания по основным
разделам учебнотематического плана
программы

Соответствие
теоретических знаний
программным
требованиям

а) высокий уровень – освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период

810баллов

б) средний уровень – объем
усвоенных знаний составляет
более ½

57баллов

в) низкий уровень – овладел
менее5
менее чем ½ объема знаний,
баллов
предусмотренных программой
2. Владение
специальной
терминологией

Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии

а) высокий уровень –
специальные термины
употребляет осознанно, в
полном соответствии с их
содержанием

810баллов

б) средний уровень – сочетает 5специальную терминологию с 7баллов
бытовой
в) минимальный уровень – как менее5
правило, избегает употреблять баллов
специальные термины
2. Практическая подготовка
1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой

Соответствие
практических умений и
навыков программным
требованиям

а) высокий уровень – овладел 8практически всеми умениями 10баллов
и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период
б) средний уровень – объем
усвоенных умений и навыков
составляет более½

57баллов

2. Творческие
навыки

Креативность
выполнения творческих
заданий

в) низкий уровень –
воспитанник овладел лишь
начальным уровнем
подготовки

менее5
баллов

а) высокий уровень –
творческий – выполняет
практические задания с
элементами творчества
самостоятельно

810баллов

б) средний уровень –
репродуктивный – видит
необходимость принятия
творческих решений,
выполняет практические
задания с элементами
творчества с помощью
педагога

57баллов

в) низкий уровень –
элементарный – ребенок в
состоянии выполнять лишь
простейшие задания по
шаблону, подглядывая за
другими исполнителями

менее
5баллов

3. Общеучебные умения и навыки
3.1. Учебно-коммуникативные умения
1. Умение слушать и
слышать педагога

2. Умение выступать
перед аудиторией

Адекватность
а) высокий уровень –
8восприятия информации, сосредоточен, внимателен,
10баллов
идущей от педагога
слушает и слышит педагога,
адекватно воспринимает
информацию, уважает мнении
других

Свобода владения
двигательными
навыками

б) средний уровень –слушает
и слышит педагога,
воспринимает учебную
информацию при
напоминании и контроле,
иногда принимает во
внимание мнение других

57баллов

в) низкий уровень –
испытывает серьезные
затруднения в концентрации
внимания, с трудом
воспринимает учебную
информацию

менее
5баллов

а) высокий уровень –
самостоятельно готовит
информацию, охотно
выступает перед аудиторией,

810баллов

свободно владеет и подает
информацию
б) средний – готовит
информацию и выступает
перед аудиторией при
поддержке педагога, иногда
стесняется

5-7
баллов

в) низкий уровень –
менее
испытывает серьезные
5баллов
затруднения при подготовке и
подаче информации, часто
старается быть меньше на
виду
3. Умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии

Самостоятельность в
построении
дискуссионного
выступления, логика в
построении
доказательств

а) высокий уровень –
самостоятельно участвует в
дискуссии, логически
обоснованно предъявляет
доказательства, убедительно
аргументирует свою точку
зрения

810баллов

б) средний уровень –
участвует в дискуссии,
защищает свое мнение при
поддержке педагога, иногда
сам строит доказательства

57баллов

в) низкий уровень –
Менее
испытывает серьезные
баллов
затруднения в ситуации
дискуссии, необходимости
предъявления доказательств и
аргументации своей точки
зрения, нуждается в
значительной помощи
педагога
3.2.Учебно-организационные умения и навыки
1. Умение
организовать свое
рабочее место

Способность
самостоятельно готовить
свое рабочее место к
деятельности и убирать
его за собой

а) высокий уровень –
самостоятельно готовит
рабочее место и убирает за
собой

810баллов

б) средний уровень –
5организовывает рабочее место 7баллов
и убирает за собой при
напоминании педагога
в) низкий уровень –
менее5
испытывает серьезные
баллов
затруднения при организации
своего рабочего места,
нуждается в постоянном

контроле и помощи педагога
2. Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности правил
безопасности

Соответствие реальных
навыков соблюдения
правил безопасности
программным
требованиям

а) высокий уровень – освоил 8весь объем навыков,
10баллов
предусмотренных программой
за конкретный период
б) средний уровень –
допускает ошибки

5-7
баллов

в) низкий – воспитанник
менее5
овладел менее чем 1/2 объема баллов
навыков
3. Умение
планировать и
организовать работу,
распределять учебное
время

Способность
самостоятельно
организовывать процесс
работы и учебы,
эффективно
распределять и
использовать время

а) высокий уровень –
самостоятельно планирует и
организовывает работу,
эффективно распределяет и
использует время.

810баллов

б) средний уровень –
5планирует и организовывает 7баллов
работу, распределяет время
при поддержке (напоминании)
педагога
в) низкий уровень –
испытывает серьезные
затруднения при
планировании и организации
работы, распределении
учебного времени, нуждается
в постоянном контроле и
помощи педагога

менее5
баллов

Количество набранных баллов соответствует уровню:









80-64 высокий уровень;





56-40 средний уровень;

39-0 низкий уровень .

Методические материалы:
Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. Справочник. 1991
Капустин В.Г. Свердловская область: природа, население, экология. Учебное пособие
для учащихся. Екатеринбург,2004
Список литературы:
Гурьевских О.Ю., Капустин В.Г. Физико-географическое районирование
Свердловской области. Екатеринбург, 2016.
Гарнизова Л.Д. Техника пешеходного туризма – современно и увлекательно:
Методическое пособие. Тетюши, 2015.
Интернет-ресурсы:
http://chel-kraeved.ucoz.ru.
http://chel_kraeved.livejournal.com
https://twitter.com/chel_kraeved,
https://www.facebook.com/chelkraeve

http://vk.com/chel_kraeved
http://book.uraic.ru/
http://cbsgovp.ucoz.ru/
http://www.publiclibrary.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».